Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Ввиду всего вышеприведенного мы отказываемся принять показание Ибн-Фадлана в число источников русской мифологии. X

Ср. находимые в разрытых скандинавских курганах остатки древних могил: остов судна с остатками кровати или скамейки, кости собаки, коня и павлина и съестные припасы. Анучин. Сани, ладья и кони, как принадлежности похоронного обряда, 156-160. В одной из норвежских могил нашли ладью с похороненной в ней знатной норманнкой, которую сопровождала ее рабыня. Olrik Axel Nordïsk Aandsliv i Vikingetid. S. 11, cp. Weinhold, Altnordisches Leben 249, 377; Montelius. Kulturgeschichte Schwedens, и статью того же автора в Svenska Fornminnesförenin-gens Tidskrift VI, VII.

375 Ср. столбы и резаные деревянные изображения в качестве священных идолов у норманнов, Meyer E.H. Mythologie der Germanen, 317; Weinhold. Указ. соч., 419: Деревянный столб с вырезанной на нем головой богов и животных был самым простым изображением, под которым набожный отец семейства ставил — с целью защиты — своих домашних. Ср. еще Golther. Handbuch der germ. Mythologie 604: «из этих примитивных "Hauptsäulen" (главных колонн) развилось германское идолопоклонство. Идолы были расположены по рангам»: Golther. Там же, 605, Wein-hold. 420; Томсен. 47.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 241

В сочинениях Масуди (Маз'йсИ), арабского путешественника-географа и энциклопедиста (умер около 956 г.) встречаются кое-какие сведения о религии «славян» и «руссов». Говоря об язычниках, обитающих в стране хазарского царя и, в частности, в его резиденции Итиле, Масуди в своей книге «Золотые копи и россыпи самоцветов» (ок. 943) XI называет в числе славян и руссов. Мы пользуемся французским переводом Шармой (СЬагтоу)376:

«Они живут в одной из двух половин этого города и сожигают своих мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями. Когда умирает мужчина, то сожигается с ним жена его живою, если же умирает женщина, то муж не сожигается; а если умирает у них холостой, то его женят по смерти. Женщины их желают своего сожжения для того, чтобы войти с ними (мужьями) в рай. Так поступают и индийцы, как мы упомянули выше; только у индийцев обычай этот таков, что жена тогда только сжигается с мужем, когда она сама на это соглашается». В другой главе того же сочинения, описывая погребальные обычаи славянского племени Сарбин (=сербы), сожигающего себя «на огне, когда умирает у них царь или глава», автор ссылается на вы-


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017