Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Гартви А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских, 82 и след.; Frähn. Ibn Fozlans und anderer Araber Berichte über die Russen älterer Zeit.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 239

лей сторонники двух противоположных теорий происхождения Руси: норманнисты находили в нем черты, поразительно напоминающие древнескандинавский быт368, их противники, приверженцы славянской теории, приводили не менее убедительные параллели из быта древних славян, преимущественно западных369. Между этими двумя воюющими лагерями стали потом появляться представители более беспристрастных, нейтральных течений. Стасов стал на такую точку зрения, что Ибн-Фадлиновы «руссы» по нравам, обрядам и другим признакам скорее всего походят на финские и тюркские народности, которые уже во время арабского посольства жили на Волге370. Автор готов вычеркнуть рассказ Ибн-Фадлана из числа тех «описаний», которые должны служить для определения бытовых черт русского народа371. Нашлись и скептики, не придающие никакой цены показаниям араба (ср. скептицизм Шафарика). А.А.Спи-цын нападал на отдельные места Записки о путешествии посольства, доказывая ее недостоверность372. С другой стороны, стали указывать на недостаточность предварительной критики. Вспомнив о забытой стороне вопроса, стали настаивать на необходимости историко-литературного изучения «Записки»373. Настаивая на этом, бар. Розен приводит ряд выражений, характеризующих литературные и компи-ляторские приемы Якута, того единственного до сих пор известного арабского писателя, который видел и читал всю Записку Ибн Фад-лана, и отношение Якута к показаниям последнего. Оказывается, что Якут не раз подчеркивает неправдоподобность и лживость сведений Ибн Фадлана, слагая с себя ответственность за них и высказывая свое сильное недоверие к автору Записки словами вроде: «разум отрекается от подобных вещей».

Конечно, будущий исследователь пойдет по пути, намеченному бар. Розеном, и воспользуется его критическими указаниями. До тех пор, пока предварительная работа историко-литературного анализа не будет сделана, несвоевременно пользоваться этнографическим материалом Записки. Пока мы не знаем, из каких элементов состоит

Krug. Forschungen in der älteren Geschichte Russlands II; Rasmussen. De orien-tis commercio cum Russia et Scandinavia medio aevo; Погодин. Исследования, замечания и лекции о русской истории III; Thomsen. Ryska rikets grundläggning genom skandinaverna (russ. Übers, in «Чтения» 1891).


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017