Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

318 Алмазов. Врачевальные молитвы, 107, XVI в., ср. 131, молитва дому, в немъ же лукавый жит начнет.— В Житии Феодосия Печерского встречается рассказ о кознях бесов, напоминающий позднейшие сказания о домовых: се бо пакы бысть пакость, творящемъ бъсомъ въ храмъ, идеже хлЪбы братия творяху, овогда муку расыпающе; овогда же положеныи квасъ на състроение хлъбомъ разливааху и ину мъногу пакость творяще бъша. Чтенія въ Обществе исторіи и древностей 1858, III, 11; Статья Бодянского; Niederle. 2ivot st. sl. II, I, 42.

* полуденный демон / дух (лат.).

319 Brückner А. Mythologische Studien, Archiv für Sl. Phil. XIV, 188.

227

чае вспоминать умерших в первую неделю поста. Хотя Поучение не русского происхождения, можно все-таки допустить, что затронутые в нем явления были известны, хотя бы отчасти, и русским . «Установлено же есть и кутья въ похвалу святымъ крестити и въ честь, и кутья за упокой умершимъ крестити, а обіда и ужины крестити за упокой не уставлено, ни водою покропляти, ни яицъ на кутій класти крестяще». XVIII

Мы не намерены увеличить объем настоящего обзора приведением всех известных нам голословных сведений об играх и проявлениях светского веселья, попадающихся в виде отрывочных заметок в древнерусской письменности. Они все равно не изменят той картины язычества, которую можно нарисовать на основании предыдущих наших материалов. Игры скоморохов, пляски и театральные представления ведь не имеют обязательно языческую подкладку. В большинстве случаев они, не имея ничего общего с религиозной традицией, служат удовлетворением художественных потребностей. Поэтому мы решили остановиться только на таких сведениях более древней эпохи, которые позволяют догадываться об обрядовом и традиционном содержании затронутых в них игр.

ИзПоучения Новгородского архиепископа Луки Жи-дяты (XI в.)321: Москолоудство вамъ, братие, неліпо иміти. Слово «москолоудство», ср. «москолудъ», «москолудити», сопоставляют с греческим ршлсара . XIX

Из Толкования слов ап. Павла, по списку Изборника XIII в.323: «а иже дома сЬдиши, егда играють роусалия, ли скомороси, ли пьяниці кличють ... или како сборище идольскыхъ игръ, ты же въ тъ часъ пребоуди дома».

Из поучения Златоструя «еже не преобидіти церкве Бо-жіа и святых тайн», восходящего к греческому оригиналу324: «Аще тя позоветъ гудецъ или скомрахъ или инъ кто таковыихъ, то со тщашемъ течете и тамо болшю часть дне погубляєте, оному единому внемлюще ... да убо о скомрасЪхъ и о русаліяхь, ни покрову надлежащу, многажды и дожду идущу терпите». В Цвітнике второй половины XVII века встречается Повесть о Смоленских девицах, «како игры творили». В ночь перед днем рож-


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017