Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

311 Словарь Срезневского, роль.

312 Слово Даниила Заточника, изд. И.А.Шляпкиным в Памятниках древней письменности, часть 81-я. С. 20-21; ср. Петухов Е. Русская литература. Древний период 3 87: Миндалев. Моление Даниила Заточника, НО.

Слово Даниила Заточника, 76.

314 Словарь Срезневского.

315 Гальковский. 287-288, издано там же; отрывки изданы в Исторической Хрестоматии Буслаева. 498.

226

В.Й.Мансикка

«Се ангелу хранителю неотходное сблюдение, сблюдающи насъ от всякоя козни сотонины и от пакостныя качиции и от проклятия 6tca хороможителя».

Мы не знаем, отражается ли в приведенных строках подлинное народное верование в Домового. В связи с этим мы должны признаться, что собирание подобного рода материалов, сильно смешанных с христианской демонологией, собственно говоря, не входит в нашу задачу. О кознях и похождениях беса древнерусская письменность дала бы богатый материал, но в нем мало ценного для мифолога и фольклориста. Одним из самых типичных представителей подобных полукнижных рассказов, легенд и повестей, сочиненных и распространяемых низшим духовенством и деревенскими грамотеями, является известная Повесть о бесноватой Соломонш, попавшая в число чудес Прокопия Устюжского316. В этой легенде все искусственно, кроме разве мысли о возможности сношения женщины с нечистой силой, воззрение, которое завоевывало себе популярность, по-видимому, под влиянием западно-европейского демонологического фольклора, в более позднюю эпоху317, и одной детали: молния убивает водяных демонов, которыми исполнились «блато i озеро». XVI