Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Отмечено, кроме того, служение «твари»: хотя Бог сотворил для человека весь видимый и невидимый мир, ты все же, говорится в Похвале,

По сп. XIV в. Соболевский в Чтениях общ. летописца Нестора II, 68.

289 Макарий. История церкви I 2, 276.

290 Никольский в Сборнике Отделения русского языка и словесности Академии Наук. 82. С. 88.

2 Патерик Киевского Печерского монастыря, изд. Арх. Комиссии, 81, ср. 82; Яковлев. Памятники русск. литературы XII и XIII в.в. С. ХСУП.

292 Древнейший список относится к ХШ-Х1У вв., Ключевский. 6, ср. 11, Православный собеседник, 1858,1, 297, где издано по списку XVI в.

293 В ХУ-ХУ1 вв., см. Ключевский. Указ. соч., 13.

294 Православный собеседник. С. 425, по списку XVI в.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

221

«того оставивъ, служиши твари бездушной, яко богу, да того ради бываетъ небо затворено бездождія»...

О том же Леонтии говорится в Житии Новгородского епископа Нифонта295, что его величает Ростовская страна в качестве своего святителя, «сокрушившаго капища идольская».

Из просветительской деятельности другого апостола христианства в Ростове, св. Исаіи, его позднее житие296 отмечает момент, когда святой, обходя «грады и месты» Ростовской и Суздальской областей, увещевал неверных веровать в Бога

«и идіже обрітаеть идолы, вся огню предаяше».

Позднее, когда борьба с остатками язычества уступает место подвигам личного усовершенствования, на арене вместо идолов и их капищ появляется злой искуситель диявол со своими соблазнами. Как раньше, так и в этот поздний период подлинные черты народных представлений всплывают чрезвычайно редко. Отметим несколько случаев из поздних агиографий. В одном из чудес Нико-дима Кожеозерского (под 1688 г.) упоминается леший, представший перед пастухом в виде человека, в сером одеянии. Серый призрак леса, бряцая колокольчиком, звал пастуха за собою в лесные дебри, но Никодим спас юношу от власти демона297. X В Житии св. Адриана Пошехонского рассказывается под 1612 г. о суеверном почитании рябины, находящемся в связи с церковным культом пророка Илии и Парасковии-Пятницы: церковный діакь Иванъ Прокопіев хожаше по вся літа къ Илиі пророку на пустошь на ріку Ухру на усть ріки Ушломы къ рябині на ильинскую пятницу. И изъ окрестныхъ весей священники прихожаху на той день и съ собою приношаху икону мученицы Парасковіи, нареченной Пятницы, и поюще молебны. А изо окрестныхъ волостей и из градовъ многи торговые и пахотные люди віру держаху мучениці Христові Параскові, нареченной Пятниці, на той день прихожаху, и моляще-ся мучениці Христові Пятниці, и у рябины сквозі сучіе проимаху діти малые и юнаты. А иніи людіе и въ совершенном возрасті проимаху ся...»298 XI


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017