Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

282 По древнему тюркскому обычаю любимый конь сопровождал своего хозяина в замогильное царство, MarquartJ. Osteuropäische und Ostasiatische Streifzüge, 206; ср. Анучин в XIV т. Древностей, Трудов Московского Археологического Общества, 218-219 след.

283 См. выше и Владимиров. Введение в историю русской словесности, 255.

284 Ср. Ключевский. Указ. соч., 288.

285 Ключевский. Там же; Голубинский. История церкви I2,1, 206.

286 Голубинский. Там же; Ключевский. Там же; Памятники старинной русской литературы, I, 238.

Абрамович Д.И. Жития св. мучеников Бориса и Глеба, 3-4, ср. Православный собеседник, 1858, 1, 583.

220 В.Й.Мансикка

ложного жития Ольги288 все же уверяет, будучи верен риторическому шаблону, что она, объезжая среди своих подданных, которые служили кумирам «и дияволу угодная творяху», предавала кумиров уничтожению, «яко истиньная ученица Христова». В «Памяти святыа блаженныа великіа княини Олги», по списку XVI в.289, это известие распространено новыми чертами: «и посемъ святая нача требища и кумиры сокрушати по многимъ містомь, и въ тіхь місто нача кресты Христовы поставляти».

Наконец, в каноне и в стихирах в память преп. Ольги, сочиненных «Кирилломъ мнихомъ»290, попадаются следующие риторические выражения:

«Величаваго діавола из Руси прогна, нечестивыа кумиры отнуд съкруши ... людем възбрани нежрети идоломъ ... подобноУди-фи створила еси, посреди кумирскых тілищь въшла еси, тмі на-чалника скрушила еси и дімоночетци посрамила еси». О Печерском черноризце Кукше говорится вКиевопечерском патерике2*1:

«его же вси извідають, како бісьі прогна и Вятичи крести». VIII

В первой редакции Жития Леонтия Ростовского, составленной чуть ли не в XII в.292, встречается следующая фраза, помещенная в похвале в честь этого «третьяго гражданина рускаго мира, со оніма Варягома, IX вінчася отъ Христа, егоже ради пострада», как о нем выражается Киевопечерский патерикъ:

«радуйся, ревнителю святых апостолъ, искоренителю бісовьскьія

лести!»

Похвальное слово, написанное значительно позже293, отличает торжество христианства, после того, как Леонтий «бісьі прогна» словами294:

«идіже бісовьскьія жертвы, тамо христіаньскьія церкви, идіже

діаволь ликоствоваше, тамо явися владыка Христосъ, и гді дуси

вьзгніждахуся, и оттуду ньші отгоняхуся».


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017