Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Ср. Лгебек. Dejiny naroda bulharskeho 81; см. также статью Бокадорова II Из-борникъ ЮевскШ, посвященный Флоринскому (1904) 65 след.

216 В.Й.Мансикка

ВгАгад — Вт] А,о<;273 — (откуда слав. Волосъ) — Веельзевулъ. Велес был ему известен, с другой стороны, из югославянской топографической номенклатуры как название нескольких местностей274. Ввиду этого Велес показалось ему простым и наиболее удачным субститутом Волоса. Предполагаемый нами ход эволюции из Волоса в Велеса, может быть, не во всех деталях соответствует действительности. Но этим не изменяется самый факт: превращение произошло искусственно под пером книжника, который не считал подлинное имя (Волосъ) уместным для предполагаемого языческого существа. V

На основании вышесказанного мы не придаем серьезного значения данным Хождения, они имеют слишком отдаленное отношение к живой традиции.

Имя Велеса дошло до нас еще в сравнительно позднем малоисследованном Житии Авраамия Ростовского. Покойный Ключевский раскрыл искусственный, отрывочный состав этого жития: неизвестный автор его, почти ничего не зная о жизни святого, неумело сшил два легендарных сказания с общим иконографическим вступлением275. Оба сказания проникнуты чудесным элементом. Исторические основания, которые просвечивают сквозь легендарные черты первого сказания, посвященного описанию уничтожения кумира Велеса, не внушают к себе особенного доверия. Тем не менее Ключевский считает их достаточно твердыми для того, чтобы по ним отнести составление сказания к эпохе «довольно далекой от XIV в., когда было написано второе сказание»276. Мы отодвинули бы этот срок значительно дальше вперед, приближая его, по тем же расплывчатым историческим основаниям, гораздо ближе ко времени составления первой редакции Жития, к XV в.. Возможно, кроме того, что автор Жития внес в первоначальный вид сказания свои собственные домыслы и изменения.