Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

256 Ср. еще Калайдович. Иоаннъ Ексарх Болгарский 210-211; Щапов. Русский раскол старообрядчества, 451.

257 Пыпин. Там же, 42; см. еще Тихонравов. Сочинения, I, прим. 32.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 209

визнъ, стихи, двоюнадесятъ опрометныхъ лицъ звЪриныхъ и птичшхъ, се же ест первое, тіло свое хранить мертво и летаеть орломъ и ястребомъ и ворономъ и дятлемъ и совою; рыщуть лютым зв-Ьремъ и вепремъ дикимъ и волкомъ, летають зміемь и рыщуть рьісію и медв-Ьдемъ; 5-е громникъ, 6-е молніянникь, 7-е місяць окружится, 8-е коледникъ, 9-е метаніе, 10-е мысленикъ, 11-е сносудецъ, 12-е волховникъ, волхвующе птицами и звірми, еже есть: храмъ трещить, ухозвонъ, воронограй, курокликъ, око-мигь, огнь бучить, песъ выеть, мышепискъ, мышь порты гры-зеть, жаба воркочеть, кошка въ окні, мышьца подрожать, сонъ страшенъ, сліпца стрітить, изгорить нічто, огнь пищить, искра изъ огня прянеть, кошка мявкаеть, падеть человікь, свіща угас-неть, конь ржеть, волъ на воль, поточники различныхъ птицъ, пчела (поеть), рыбы, трава шумить, сорока пощекочеть, дятель, желна, волкъ воеть, гость пріидеть, стінощелкь, лопаточникъ, волхвованія различная, путникъ, книга, въ ней же есть написано о стрічахь и коби всякыя еретическыя о часіхь злыхъ и добрыхъ ... о днЬхъ лунных ... рафли и алманаки, звіздочетець, 12 звіздь, другій звіздочетець, емуже имя Шестодневецъ, въ нихъ же безумній людіе вірующе волхвують, ищуще дній роженія своего, сановъ полученія и урока житію и бідньїхь напастей и различныхъ смертей и вазней въ службахъ и въ купляхъ и в ремесліхь». Так как состав волшебной литературы, существовавшей на Руси в разные времена, не поддается точному определению, мы лишены возможности установить, какие из вышеприведенных данных принадлежат к произведениям переводной письменности и какие относятся на долю чисто народных примет и колдовства. С другой стороны, не подлежит сомнению, что волшебная литература порою оказывала сильное влияние на устную традицию народа. В частности, это влияние наблюдается в области астрологических представлений, в вере в «лунное течение» и в злые и добрые дни258. XXI Против астрологических увлечений было написано, как мы видели впереди, несколько поучений и посланий, преимущественно в XVI-XVII вв., когда особенно распространялась литература астрологического и магического содержания.

Помимо Стоглава и статьи о ложных книгах детальный указатель волшебных книг и предметов встречается в Домострое, XXII составители которого вообще не раз останавливаются на разных видах суеверия и колдовства. В главе «Како врачеватися христіяномь» приводится длинный перечень «бесовских козней», в который между прочим вошли отреченные книги индексов: «чярованіе і волхвованіе і наузы,


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017