Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

20 Павлов. Указ. соч. 45-46; Собрание по алфавитному порядку М.Властаря 280,282.

Павлов. Указ. соч. 45-46. 222 Павлов. 49, см. Галъковский. 115.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 199

«и есть же и ина зла волхвованія, яже зд4 въ Велицій Росіи, ово убо звірски рыкати творять, якоже медвідь и волкъ и инъ, скотски всяко, и птическими

гласы и песьими мучитися, и чревесемъ расторгнутися

отъ привязанія къ тайнымъ удомъ... такожде и Лопаремъ XV

віруяй, кудесьству во огни».

В 20-й статье перечисляются разного рода обереги:

«хранительная», «опоясанія, сирічь

конуры и шелки на главу свою и на выю возлагаютъ,

или недуги отгонити и уроки буесловять223 или змія обносять

въ нЪдрЪхъ, или на очи или на

уста своя привлачатъ сихъ кожицы, яко за здравіе...

или усерязи въ Великій Четвертою» своимъ д4темъ

творять, или Давидскія псалмы и имена мученическія

поминающе на выю си вішають, или характеры или

хартію, содержащую молитву нежита (еохг^ {уещагхкоь)

или бабы призывають на главоболінія и сплины или

на болізни и недуги превязанія творять и ужя, призывающее

благотворныя бісьі въ помощь и здравіе имъ».

Здесь же осуждаются священники, занимающиеся колдовством

посредством четвергового хлеба или Евангелия, к чему в Киевском

издании прибавлено:

«иже имена на хартіахь пишуть и ключи во Псалтиръ влагаютъ, оттуду ложная віщающе». XVI

Разбираясь в обильных материалах Кормчих и Номоканона, необходимо заметить, что многие из различных видов «еллинского волшебства», ворожбы и суеверных обычаев проникли в Россию не сразу, а в продолжение длительного периода в виде культурных заимствований, так что далеко не все то, что знала Россия XVI в., было известно в более древнюю пору исторической жизни Руси. Между эпохой Владимира и Ярослава, когда церковный суд только начинает организовываться, и XVI веком, когда появляется полный Номоканон и другие памятники законодательства, и когда суеверие достигло высшей степени распространения, бесспорно, наблюдалась большая разница в области народных верований. Произошли коренные изменения в зависимости от различных культурных влияний, одни явления забывались, другие возникали и зарождались вновь. Но точно определить указанную разницу, сказать, какие виды суеверия существовали в древнюю пору, и какие явились в более поздние времена как результат культурных сношений с югом и западом, не представляется возможным.

Ср. 18-ю статью: «носять хранительная отъ отравъ или что от сицевыхъ, или обвязанія на діти своя и на животная возлагаютъ урока ради».


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017