Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

198

В.Й.ШНСИККА

Более подробные сведения о различных видах волшебства дают нам толкования Зонары, Вильсамона и Матфея Властаря, написанные по поводу приведенных соборных правил. Многие из них попали в Номоканон при большом Требнике, первые славянские списки которого засвидетельствованы в первой половине XVI в.218. Было бы, конечно, неправильно отнести к русской действительности все то, что заключается в переводном Номоканоне, хотя, с другой стороны, невозможно доказать и точно определить, какое явление имело место на Руси и какое было ей чуждо. Подробности волшебства и суеверных представлений, сообщаемые в Номоканоне, все же должны быть приняты во внимание исследователем культурной истории Х1У-ХУ1 веков. Привести их целиком здесь мы не считаем уместным. Можно лишь ограничиться наиболее характерными выдержками. В 13-м Правиле составители Номоканона дают характеристику чародея, называются разные специалисты: волхв, прорицатель, вос-колей, оловолей и «превязуяй животная, да не снёсть ихъ волкъ, или мужа и жену, да не совокупляются».XIII Далее, на основании толкований Властаря и Зонары, сообщается о деятельности чародеев: они пользуются для колдовства Давидовыми псалмами, именами мучеников и преч. Богородицы; они призывают злотворных демонов посредством заклинаний на гробах, чтобы вызвать продолжительную болезнь у человека, почему волшебство и получило свое наименование «отъ еже надъ гробы вопля и плача»219. Существует особый разряд волхвов (|ыауо{), которые владеют благодетельными демонами для устроения какого-либо блага220. Любопытно, что в первых русских печатных изданиях Номоканона некоторые главы подверглись изменениям, очевидно, в зависимости от требований русской жизни. Так, к 15-й статье221 прибавлены подробности насчет предсказывания «о счастш и о бран4хь и о корыстБхъ богатства и о иных мно-гихъ злодЬйствшхъ, или чаруютъ воски о ратномъ кровопро-литш». XIV

К тому, что в 17-й статье говорится о волхвовании ячменем и бобом, в русских Номоканонах прибавлено:

«тому же запрещешю подлежать, иже св4ща или пенязи на воду пущають, оттуду н"бчто благополучно гадательствующе».

Упоминание о чарах «на пакость ин4мъ человеком» вызвало в печатных изданиях следующее добавление222:

Павлов А. Номоканон при Большом требнике, XVI. 219 Павлов. Номонакон при Большом требнике, 44; Синтагма Властаря, русский пер., 280, 282.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017