Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Русская Историческая Библиотека, VI, I, § 15.

179 Смирнов. Материалы 288, 292.

180 Смирнов. 29.

181 Смирнов. 124.

182 Алмазов. Тайная исповедь III, 191.

183 Алмазов. III, 153, ср. 167; I, 405; ср. Глаголический устав 1452 г., Jiriöek. Geschichte der Serben 166.

184 Алмазов. III, 238.

185 Алмазов. I, 405.

186 Христианское чтение. 1877. III-TV. 433.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

191

«или молился бісомь у кладязя или моленіа идоломъ 4лъ или пилъ?»

В целом ряде Уставов упоминаются югославянские вилы — обстоятельство, которое служит указанием на место происхождения данных вопросов :

«молишися виламъ? или молилас еси вилам, рекше идоламъ? не молилася ли еси виламъ и роду? и б4сомъ з бабами чи молилася еси, еже есть роженица, и виламъ и прочимъ таковымъ?» На русской почве не всегда понимали слово «вилы»188: «или бісом молилась еси съ бабами, еж есть роженіцьі, и волом и прочимъ таковымъ?»

Замечателен по богатству мифологических названий один вопрос в Уставе преп. Саввы189:

«ли сплутила есі з бабоми богомерьскыя блуды, ли молилася еси виламъ, ли роду і роженицам и Перуну и Хурьсу и Мокоши, пила и ела?»

Ср. еще190: «молилася б4сомъ или чашу ихъ пила ли? Молилася еси з бабами богомъ кумирскимъ (богомерзкимъ?) бЪсомъ?»

Отголоском тех вселенских правил, по которым запрещается участвовать в жертвоприношениях язычников, является следующий вопрос XVI в.191: