Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

клятъ»177.

Если мы вспомним то, что нами было выше приведено в связи с упоминанием астрологического родопочитания в Слове Христолюб-

Смирнов. Мордва, 343.

172 Магницкий. Материалы к объяснению старой чувашской веры, 43.

173 Русская Историческая Библиотека VI, 31; Смирнов. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины («Чтения», 1912), 10.

174 Срезневский И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках, ЬУП, 314.

175 История церкви, 1 8\ ч. 2, 530.

176 Смирнов. Материалы 386.

177 Смирнов. Материалы 126; Тихонравов. Памятники отреченной литературы, И, 301; Голубинский. Там же.

190

ца, то нам станет ясно, что указанное правило имеет ссылку на 79 правило VI Вселенского собора.

В послании митрополита Иоанна к черноризцу Иакову (1080-е годы) говорится о жертвах178. Обращается внимание на тех, которые «жруть бісомь и болотомъ и кладяземь, и иже поимаются». V

О жертвоприношениях упоминается еще в одном из правил «Некоторой заповіди», которую считают179 «худым номоканунцем», составленным славянином чуть ли не в XI в. преимущественно на

1 on

основании греческого материала:

«иже идолом служить или жреть, или трібуеть ихъ, да ся постить пять літ...».

В вышеупомянутой заповеди ко исповідающимся встречается

181

предписание

«ни требы кровавы не творити, ничто же Моусиова закона». Какое язычество эти правила имеют в виду, неизвестно. Более обильный материал заключается в исповедных вопросах. Нельзя только не пожалеть о том, что интересующие нас списки вопросов относятся к сравнительно поздней дате, когда об языческих жертвоприношениях скорее говорилось по памяти и в силу книжной традиции, чем на основании живых фактов. В одном из древнейших списков (XV в.) попадается глухое упоминание о поклонении твари: «твари поклонихся»182. Этому соответствует вопрос более поздних списков (XVI в.)183:

«Или кланялся чему от твари, солнцу или звіздамь или місяцу или зари? Не кланялся лі твари божій, насъ ради сотворенои, небу и землі, солнцу и луні и звіздамь и древу и каменію и огню, богомъ нарицая тіх?» В Уставе XVI в. встречается вопрос184:

«И обговорихъ солнце и місяць и звіздьі и планиты зодея, смотріх на них и віровал буде ъ них?»

В том же позднем требнике (XVII в.), из которого извлечен второй из приведенных вопросов185, читаются еще следующие вопросы: «Не носилъ ли жертвы бісомь и в реку, своимъ злонравіемь или наученіемь богомерьскихъ бабъ или волъхвовъ? У кладезя молился бісомь?» Из Устава XVI в.186:


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017