Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Из литературы: Розенкампф. Обозрение Кормчей Книги; Срезневский И.И. Обозрение древних русских списков Кормчей книги; Павлов. Первоначальный славяно-русский номоканон; Ягич в 81аппе VI, 62; Голубинский. История церкви. I2. I. 642.

1 5 Издание В.А.Бенешевича, параллельно приводится греческий текст.

188

В.Й.МАИСИККА

вала их повторения в продолжение веков, несмотря на их оторванность от действительной жизни. В числе правил, касающихся пережитков язычества и различных явлений дохристианского миропонимания, встречается немало как раз таких, которые представляются сомнительными в смысле отражения русской действительности. //

Само собою разумеется, что первой заботой вождей церкви было следить за тем, чтобы не было возврата к язычеству, чтобы ново-крещенные христиане не поддавались соблазну жертвовать языческим богам и идолам и не участвовали в жертвоприношениях язычников. Из соответствующих вселенских правил и других постановлений, которыми руководились церковные суды, назовем правила 1, 2,4,7-8 Анкирского собора, правило 2 Ганфского соб., пр. 81 Василия Великого, пр. 1 и 2 Григория Нисского, пр. 84 Карфагенского собора и т.д. В древнейших русских правилах и предписаниях указаний на жертвоприношения сохранилось немного. По так называемому Уставу Владимира166 церковному суду подлежит тот, кто

«молиться подъ овиномь, или в рощеньи, или у воды».

Приведенное место Владимирова Устава буквально повторяется в Грамоте Новгородского князя Всеволода Новгородскому владыке или Софийскому собору, ок. 1135 г.167. В более поздних списках Владимирова Устава говорится еще о молениях во ржи168; но о жертвоприношениях тем богам, которым сам Владимир клал «требы» в Киеве, ни в одном списке не говорится ни слова. Только в одном разряде поздних списков (XVI-XVIII вв.) встречается следующее, явно вставленное распространение указанного места169:

«Аще молятся твари, солнцу, луні, звіздамь, облакомъ, вітрамь,

кладезямъ, рікамь, дубію, горамъ, каменіамь или іюдеиское ос-

лепленіе, Рефану, денници, Молоху Моавитскому идолу слу-

женіе». III

Отмеченное в Уставе моленье в рощеньи и у воды относится, по всей вероятности, к литературной традиции (ср. Речь философа в летописи с упоминанием жертв рощенням, кладезям и рекам). Для моления под овином, встречающегося также в древнерусской поучительной литературе, можно указать параллели в современном культе. Так, в Орловской губ. еще недавно резали кур под овином при начале молотьбы, задабривая духа, который живет в овине170. Такой же жертвенный обряд в честь авынь-авы (авынь — из русско-


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017