Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Грамота царя Алексія Михайловича

В 1647-1649 гг. во время царствования Алексея Михайловича были разосланы царские грамоты в разные места России с целью искоренения народных суеверий и празднеств. Толчком, послужившим к изданию этих постановлений, считают158 практиковавшиеся в самой Москве обычаи. Против них вооружался еще патриарх Филарет, предлагая в 1628 г.:

«кликать бирючю по рядомъ и по улицамъ и по слободамъ и въ сотняхъ, чтобъ съ кабылками не ходили и на игрища бъ мірскіе люди не сходилися, тімь бы смуты православнымъ крестьяномъ не было, и коледы бъ и овсеня и плуги не кликали». XXXVIII Из царской грамоты (1648) на имя Шуйского воеводы мы узнаем о подробностях указанных Филаретом обычаев160:

«відомо намъ учинилося, что на Москві, напередъ сего въ Кремлі и въ Китаі и въ Біломь и въ Земляномъ городахъ и за городомъ и по переулкамъ и въ черныхъ и въ ямскихъ слободахъ по улицамъ и по переулкамъ, въ навечери Рождества Христова кликоли многіе люди "каледу" и "усень", а въ навечери Богояв-ленія Господня кликали плугу... Да на Рождество Христово и до Богоявленьева дни собираются на игрища сборища бісовскія... И мы указали о томъ учинить на Москві и въ городіхь и въ уіздахь заказъ кріпкой, чтобъ ньші и впредь никакіе люди по улицамъ и по переулкамъ и на дворіхь въ навечери Рождества Христова и Богоявленья колед и плугъ и усеней не кликали и пісней бісовскихь не ПІЛИ...».

В Грамоте, адресованной на имя воеводы Шишкова в Дмитров в 1648 г., говорится между прочим161:

«а иные прелестники мужесково и женсково полу въ городіхь и въ уіездехь бываютъ со многимъ чародійствомь и волхво-ваніемь и многихъ людей тімь своимъ чародіействомь прель-щаютъ; а иные люди тіхь чародіевь и волхвовъ и богомерскихъ

58 ХарузинН. в Этнографическом обозрении 1897. № 1. 145.

159 Акты исторические III. С. 96.

160 Сахаров. Сказания русского народа. Народный дневник. Изд. Суворина. 1885. С. 228.

161 Этнографическое обозрение 1897. № 1. 147.

186

В.Й.МЛИСИККА

бабъ въ домъ себі призываютъ и къ малымъ дітямь и ті волхвы надъ больными и надъ младенцы чинятъ всякое бесовское вол-хвованіе и отъ правовірія православныхъ крестьянъ отлучаютъ. Да въ городіхь и въ уіездехь отъ прелестниковъ и от малоум-ныхъ людей ділаетца бесовское сонмище: сходятца многіе люди мужесково и женсково полу по зорямъ и въ ночи, ча-родійствують съ солнечнаго восхода и первого дни луны смот-рятъ (и грома слушаютъ и въ ті поры) и на рекахъ и въ озерахъ куплютца, чаятъ себі оттого здравія и съ серебра умываютца и медвіди водятъ и съ собачками пляшутъ ... и поютъ бесовскія пісни; и на Святой неділи жонки и дівки на доскахъ скачуть, а о Рождестві Христові и до Богоявленьева дни сходятца мужсково и женсково полу многіе люди въ бесовское сонмище по дьявольское прелести многое бесовское дійство, играють во всякія бесовскія игры, а въ навечери Рождества Христова и Васильева дни и Богоявленія Господня клички бесовскія кличуть: коледу и тау-сенъ и плугу, и многіе человецы неразуміемь вірують въ сонъ и встрічу и въ полазъ и въ птичей грай и загадки загадывають и сказки сказывають не быльные ... и накладывають на себя личины и платье скоморожское и межъ себя, нарядя, бесовскую кобылку водятъ; и въ такихъ въ позорницахъ своихъ многіе люди въ блудъ впадають и незапною смертью умирають и въ той прелести христіане погибаютъ и съ качелей многіе убиваютца до смерти...».


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017