Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

В.Й.Мансикка

славнымъ христіаномь веліли събиратись, купно всімь имь, единодушно и тщательно, по всімь тімь чюдцкимъ и Ижерскимъ містомь, въ селіхь и въ деревняхъ и въ лісіхь, ті скверныя молбища, каменіе и древеса, везді разоряти и истребляти въ ко-нецъ и огнемъ жещи, а арбуемъ бы есте и ихъ ученикомъ, идоло-поклонникомъ, къ тому нашему священнику Иліи веліли на по-ученіе приходити».

Что большинство из описываемых обрядов принадлежит финским племенам этих «чюдских и ижерских мест», в этом не может быть сомнения. «Арбуи» и «коломище» — западно-финские слова, из которых первое обозначает «предсказателя» (финн, агроа — ворожить, предсказывать), второе — языческое кладбище (каІтІБІо). Но часть этих первоначально финских обрядов могла быть известна и среди русских соседей, с которыми финны, как известно, имели близкие сношения. На это обстоятельство имеется указание в том докладе, который Макарий в том же 1534 г. послал царю Ивану Васильевичу139.

В докладе своем Макарий, перечислив те скверные области, где он наблюдал «прелесть кумирскую», м.пр., пишет:

«а въ Чюди и въ Ижері и въ Корілі и во многихъ Русскихъ містехь въ преждереченныхъ оніхь скверные молбища идолскіе удержашася и до царства великого князя Василія Ивановича и сына его великого князя Ивана Васильевича... Суть же скверные молбища ихъ лісь и каменіе и ріки и блата, источники и горы и холми, солнце и місяць и звіздьі и езера и проста рещи всей твари поклоняхуся яко Богу, и чтяху и жертву приношаху кровную бісомь, волы и овцы и всякъ скоть и птицы. Слышахомъ бо, яко німцьі втай діти своя закалаху и образы святыхъ иконъ огню предаваху, всячески діяволу угажающи, и кудесы многи творяху, яко съ бісьі бесідовати имъ, и' проста человіка у себя держаху и почитаху яко священника, егоже нарицаху арбуемъ; сей вся при-ношая совершенія, по своей прелести и дітемь имена нарицая». В последующем летописном известии сообщается, что по повелению Макария священник Илья «нача искореняти прелести кумир-скіе и скверные молбища, лісьі січи и огню предавати, каменіе же чье въ воду метати и которые некрещены, святымъ крещеніемь просвіщати; а состарівшіися и посредніи мужи и жены въ той прелести не сміяше ни единъ на разореніе скверныхъ молбищъ косну-тися, понеже молбища оны діяволомь блюдомы были, аще кто ихъ преде сего касашеся, и діяволь ихъ сокрушалъ и смерти предавалъ, тако бо въ нихъ врагъ дійствоваше ... И отъ молбищъ оніхь скверныхъ біси дни за три и за два и за день до священникова пріізду