Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

19 Яковлев. 14; Гальковский. 261. Отрывки Жития напечатаны Срезневским в Древних памятниках. 221,227 и Поленовым. Там же; между тем как в полном виде Житие издано по более позднему списку Обществом Любителей Древней Письменности 1879. Т. 85.

120 В некоторых списках Жития глава не носит особого заглавия; см. статью Поленова, 380-381 и список, изданный Обществом Любителей Древней Письменности. Т. 85, 1879.

121 Гальковский. 263.

122 Гальковский. 262.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 171

«игръ бісовьскьіх, от льсти дьяволя, наипаче же свое иміние дають бісу лукавому, иже суть русалия, иніе же скоморохом».

Напечатанных разрядкою слов нет в Житии, — они сочинены русским компилятором. Из этих слов видно, что под русалиями разумелись простые игры, без применения к специальным увеселениям, связанным с культом мертвых. В той версии Слова, которая дошла до нас во второй редакции Измарагда, о русалиях, кроме заглавия, нигде не упоминается. Вообще указанная версия представляет из себя сокращение изложенной редакции Слова.

Слово учительно наказуетъ о вЬровавшихъ въ стрічю и чехъ

Слово дошло до нас в единственном списке Новгородской Софийской библиотеки, относящемся к ХУІ-ХУІІ вв.123. В начале говорится о необходимости постоянно молиться и предостерегаться от привязанности к делам мира сего, к которым относится

вірованіе въ стрічю и въ чех и во птичій грай.

Кроме «встречной» и «чеховной» прелести встречается и другое суеверие. Несмотря на то, что священник, дьяконы, «мнишеский чинъ» и братия Христовы, т.е. нищие благословлены от Бога,

«мы же тіхь всЬхъ чиновъ на встріче гнушаемся и отвращаемся

отъ нихъ и укоряемъ ихъ на первой встріче и поносимъ ихъ въ то

время на пути многимъ поношениемъ».

Тем, которые «сему встрічному помыслу и прелестному повинуются», следует помнить, что священники -— это Божий служители, «плотниі серафими», иноки — плотные ангелы, а нищие и «худородные» — меньшая братья самого Христа. В то время, когда бес «всіваеть въ человіки на уверение встрічньїя и чиховныя и всякия помыслы», нужно вооружаться крестным знамением и призывать имя Господне.

Главное внимание Слова, таким образом, обращено на встречную «прелесть», которая описывается с подробностями, взятыми из живой действительности, и, кстати, еще доныне существующими, в то время как другие виды суеверия, вера «в чехъ и птичий грай», не удостоились детального описания. Не указывает ли это последнее обстоятельство на то, что во время написания Слова вера в чехъ и наблюдение птичьего «грая» уже подверглись забытью, между тем как традиционная литературная формула, верование «в стрічу, в чех и птичій грай», приобретенная в наследство от более древних обличителей, требовала хотя бы голословного упоминания их? Вера в


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017