Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Идея противопоставления христиан язычникам является характерной для Слова о томъ, како первое поганий віровали в идолы, которое упрекает мнимых христиан в преданности языческим делам.

Мы пользуемся изданием Гальковского. 68. 94 Статья издана А.И.Яцимирским в Сборнике Отделения русского языка и словесности Академии Наук. Т. 79. С. 202.

162 В.Й.АІАНСИККА

Ср. дальше выражение поучения: «о горе тім, иже тако творят, мнятся христіяне, а діла діяволя творять». В том же Слове содержится указание на то, что христиане при крещении отверглись от сатаны и всех дел его. Напомним еще, что в Слове упоминаются «птица гласа и чарові и волхвования».

В дальнейшем автор поучения обращается к специальной теме, как следует стоять в церкви. Очевидно, это место, не вяжущееся с остальным содержанием, восходит к отдельному произведению. Затем, ни с того ни с сего вносится вставка, предостерегающая от многобожия: «А не нарицаите собі бога на земли, ни въ ріках, ни въ студенцах, ни птицах, ни на вьздусі, ни въ солнці, ни въ луні, ни въ каменіи, едшъ бо ее богъ» (ср. Исх. 20: 3-4) и т.д. по образцу символа веры. Далее указывается на Моисеев закон (Второзак. 18: 10-11):

«да не боудеть въ Израили ні волъхва, ни чяродія, ни потворни-ка, ни наоузьника, да не вірують ни чхоу, ни въетрячю, а мы суще истинныя хрістіяне, прелщены есмы скверными бабами, то мнози глаголють діяволомь научени, то сій бабы чи не Бога призывают? А оны прокляты и скверны и злокознны наузы много вірньїя прельщають. Начнеть на діти наузы класті, сміривати плююще на землю, рекъше біса проклинает, а она его болі призывает; творится діти врачююще, а отца и матерь в пропасть адову ведуще ... когда имь кака любо казнь найдеть, или от князя пограбленіе, илі в домоу пакость или болізнь, или скоту их пагуба, то они текуть къ волъхвом, в тіх бо собі помощи ищуть». XXIV

Для отдельных выражений приведенного отрывка можно указать параллели в статье Изборника . С другой стороны, встречаются черты, указывающие на Слово о лічащихся волхвованіем и наузы96. Сходство с последним произведением становится еще ощутительнее там, где говорится о необходимости христианского долготерпения (пример — Иов). Следующие детали, общие Слову и разбираемому поучению, уже позволяют говорить о литературной зависимости последнего от первого:

«(Іов) не прізва врачевъ, ни зеліа приложи, ни обязаа язвы, вся та терпя хваляше Бога; а мы ныня хотя мало поболім, или жена, или дітя, то остальше Бога, врача душамъ и тіломь, ищемъ прокля-


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017