Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Отрывки приведены Гальковским. 134. 8 Изд. по Соловецкому Измарагду в Православном собеседнике 1859,1, 132 и по другой, сокращенной, как полагает издатель Соловецкого списка, более древней редакции в Журнале Мин. Нар. Проев. 1854. Т. 84, 184, И.Куприяновым.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 159

Слово св. отець, како подобаеть хриспаномъ жити

Настоящее поучение представляет из себя переработку более обширного Слова, помещенного в русских Кормчих особого разряда под заглавием: «Поученіе епископле всЪмъ христолюбивымъ кня-земъ и всЪмъ правовірньїмь христіяномь и боголюбивымъ»81. Автором этого последнего поучения, изданного по рукописи XV в., был, по всей вероятности, грек82. Поучая читателей страху Божию, предостерегая их от всевозможных грехов, и предписывая «епархови града» строго наказать виновных, автор — иерарх в числе грехов, кроме «роты», не упоминает об остатках язычества. В этом отношении русская переделка поучения «Слово св. отець...» резко отличается от подлинника, хотя в общем русский автор лишь сократил и упростил текст своего оригинала83, местами снабдив его, однако, необходимыми пояснениями. Отметим вставки, касающиеся язычества84. В начале говорится о мнимых христианах, которые «воли Божій не творяще, поганьскы живуть, въ піаньстві и въ блуді»... Там, где автор епископского поучения говорит о клятвопреступлениях, русский редактор вставил следующее место, выписанное, с некоторыми изменениями, из предыдущего Слова Моисея о ротах: «Зато пророкъ рече: казни Богь наны слетъ, овогда ведром, иногда пожаромъ и и ні ми бідами, зане человіци Богом ся кленуть и Его святыми, и другъ друга клятвы догонить, святую церковь ротою скверняще... Сему же ина подобна вина: немощь вълшь-бою лічять и наузы, чарами, бісомь требы приносять и біса глаголемаго трясцю творять [отгоняще], еллинска пишуть наяб-лоці слова и кладуть на престолі в год службы. Се проклято есть. Того діля многы от Бога казни за неправды наша; Господь не рече ліковати чарами и наузы, ни въ стрічю, н и въ п о л азъ, ни въ чех віровати, то поганьское есть діло. Аще ли от хри-стіань кто творить тако, горше поганъ осудится, аще о томъ по-каяніа не пріимуть». XXIII

В число грешников, заслуживающих наказания «градьскихъ вла-стелей», внесен и чародей.

Как выше указано, «Слово, како подобаеть христіаномь жити» вошло в состав Измарагда второй редакции85. Древнейший список относится к XV в.86 Точными сведениями о том, когда Слово было составлено, мы не располагаем. Это Слово, как и «Слово о ротах»,


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017