Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Архаигельский. Творения отцев церкви IV, 103 и след.; Галъковский. 117.

156

деевъ», приведенных в Пандектах Никона Черногорца (47 слово). XXI Дополнительными источниками поучения исследователи считают Златоструевское слово «о болізнехь утішно и о врачехъ»69, подлинное Слово Златоуста на иудеев, обработку которого представляет названный труд Никона, и существовавшее в отдельном виде краткое Слово о волхвах70. Ввиду того, что указанное Златоструевское слово само возникло под влиянием Пандект Никона, вопрос о его влиянии на рассматриваемую компиляцию можно оставить в стороне: общие ему и разбираемому поучению выражения могут восходить к общему источнику, к Пандектам Никона. Точно так же гипотезу о пользовании подлинным 6-м Словом Златоуста мы признаем слишком мало обоснованной: мы не располагаем убедительными данными для того, чтобы допустить знакомство русского компилятора с подлинным Словом на иудеевъ. XXII Что касается, наконец, Слова «о волхвах», написанного независимо от Пандект, то связь между этим Словом и нашим поучением не подлежит никакому сомнению: в поучении есть вставка, которая почти дословно передает содержание слова «о волхвах». Поэтому необходимо вместе с Яковлевым и Гальковским допустить, что, несмотря на краткость и отрывочность указанного слова, оно составляет отдельное произведение, которое впоследствии было вставлено в разбираемое поучение71. Слово дошло до нас в Златой Цепи XIV в.72 и Измарагде первой редакции (гл. 56), вторая редакция последнего произведения вместо слова содержит рассматриваемое поучение (гл. 10).

В Слове о волхвах приводится эпизод из жизни царя Охозіи (^-я Книга Царств, глава 1). Затем автор обращается к читателям с кратким увещеванием не прибегать к помощи волхвов:

«сынове мои, ходивше преже времени к волхвомъ, да не отмет-ници Божий явитеся, святій бо апостоли и святій отци прокляли волхвования, тако же прокляли и на 7-й сборъ и отъ причастья отлучили, и иже к нимъ приходили, и держати имъ веліно опи-томья, како вы имъ избыти гріха то тяжкаго». Содержание поучения для «лечащихся в болезни волхованием и наузы» состоит в следующем. Во вступлении, представляющем более или менее близкое сходство с Пандектами, проводится мысль, что христианину не подобает обращаться к волхвам: «егда бо в не-дугъ лютъ впадеши, и мнози прідуть нудяще тя, ови к чародіемь, овій къ волхомъ, ты же о Бозі уповай и терпи».


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017