Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Етнографічний Збірник ХХХЇ-ХХХІІ, 248, 227.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 153

значит «мосты», не совсем ясно. XVI Если придать решающее значение чтению Софийского списка Толкования на Слово Григория «въ тісті мосты ділають и колодязі», то здесь имеются в виду какие-то специальные печенья, посвященные умершим, с целью облегчить им переход на тот свет вроде теперешних печеных из теста «лестниц», употребительных при весенних обрядах в честь умерших (см. в другом месте). С другой стороны, нельзя не упомянуть о действительных мостах, устраиваемых нынешними белорусами в память об умерших через ручейки и мокрые места (см. в другом месте). Ясно, что «чересъ огнь скачють» в той же связи относится к очистительным церемониям культа мертвых. Чрезвычайно ценны для нас сведения о том, как в старину умершим устраивалась баня — обычай, который местами сохранился до наших дней. Для того, чтобы по следам узнать приход мертвых, в бане сыпали пепел. XVII Тут же устраивалась для невидимых гостей трапеза из мяса, молока, масла и яиц, причем употребляется слово «проповідати» (обычно — «объявлять», «предсказывать») в необычном значении «приносить в жертву». Для пользования духов в натопленной бане оставляли воду, полотенце и нижнее белье (чехол, см. Срезневский), и велели им мыться.

В Чудовском списке прибавлен целый ряд новых подробностей из области древнерусских обрядов и поверий. Жаль только, что описание этих поверий местами испорчено переписчиками. Таким образом остается непонятным одно из самых любопытных мест списка, где приводятся имена доселе неизвестных мифологических существ. Наряду с Домовым (кутный бог), хлевником, которому молились как раз «в повітех скотьях», и лешим, сохранившимся в предании до сих пор, здесь упоминаются какие-то вела богиня, Ядрій, обилуха и попутник. Из них вела напоминает «вилу» вышеприведенных поучений; в Слове Христолюбца вилы прямо названы богинями. На зависимость от Слова Христолюбца указывают и другие черты: моление под овином XVIII и употребление лука. Возможно, что под попутником и (о)билухой подразумеваются растения, пользующиеся суеверным почитанием62. Интересны еще сопоставление упырей умершим младенцам и новые подробности из культа умерших. Упоминаемые в этой связи игры, по всей вероятности, входили в состав «бділников», как до сих пор украинцы во время бдения при покойнике проводят время в разных играх63. Воду ставили к поминальной


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017