Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Karadschitsch Vuk. Lexicon serbico-germanico-latinum; Ivekovic und Broz. RjeÖ-nik hrvatskoga jezika.

60 Vgl. Feist. Etymologisches Wörterbuch der gotischen Sprache; Üaldorsen. Lexicon islandico-latino-danicum; Kalkar O. Ordbog til det aeldre danske sprog; Jonsson. Oldnordisk Ordbog s.v.

152 В.Й.Мансикка

творяху,нои мнози ньші то творять, крестьяне ся нарицающе, а діла сотонина творять, мосты чинять по мертвых и просвітьі и бділникь, и биричьемъ играють и шахы и лікьі и тавліи и чересъ огнь скачють, коли громъ гримить, и воду къ кутьи заупойній и ставляють на столци и сметье у воротъ жгуть в Великий четверть, молвящ тако у того огня душа приходяще огреваются. Мняще ся крестьяне, а поганьская діла творяще, и попе-ломъ посріди сыплють, проповідають мясо, молоко, масло, яйца и вся потребная бісомь, на печь льють, мытися имъ творяще, чехлы и убрусъ у мьвниці вішають, мы вше с я цілують переть и кланяются. Біси же злоумью их сміющеся по-ръпрються въ попеле томъ и слідьі своя показають имъ, на прельщение имъ; от нихже видівше то, отходять повідающе другъ другу, и то все проповіданое сами ядять, пиють, ихже не-достоить ни псомъ ясти. О злая дьяволя прелесть, иже ни поганий того не творять, что крестьяне творять. Дружии вірують въ Стрибога и Дажьбога и Переплута, иже вертячеся и пиють ему вь розі, и ни и вірують въ сны, вь кошь, вь устря-чю, въ урокы, въ ворожю, въ кобление и наузы носять и на діти вяжють и ногти обрізавше кладуть и за надра мецють, а ножний на голову, и пиво варяще соль сыплють в кадь, и уголь мечють, забывше Бога, створшаго небо и землю, моря и рікьі, источникы, и тако веселящее о ділех своихъ, не помняще слова реченаго: солнце сияеть на праведныя и не на праведныя и грішньїя». Потом в Чудовском списке помещается отрывок толкования, касающийся культа Нила и огня. Затем продолжается самостоятельная часть списка:

«А се иная злоба въ крестьянёх: ножемъ крестять хлібь, а пиво крестять чашею и а инымъ чимъ; а се поганьскы творять: смоко-чють къ пиву или к меду, и се поганьская жертва, оже что про-кынется или прольеться, то они припадше на колінех, аки пси, пиють или воду; а се поганьскы творять: водять невісту на воду, даюче замужь, и чашю пиють бісомь и кольца мечють в воду и поясы. О злое діло крестьяномъ се творити». Как видно из более полной редакции, «мосты», «просветы» и «бделники» делались по умерших. Из этих названий «бделники», несомненно, обозначают «бдение при покойнике», ср. приведенное выше бьдіти «vigilare». Тот же самый обряд скрывается, по нашему мнению, под названием «просветы». Украинцы до сих пор называют бдение при покойнике, когда всю ночь в избе горит свет и около мертвеца жгут свечки, «посвітиньї» или «сьвічіня» (от «світ»)61. Что


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017