Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

57 Схожие выражения встречаются в Слове о лжепророках, см. Творения Иоанна Златоуста в русском переводе, Часть 8, 2, 699 (1914); ср. дальше Измарагд первой редакции, глава 71 к Яковлев. К литературной истории древнерусских сборников 127 след.

Для наглядности мы отметили курсивом места, взятые из толкования на Слово Григория, а разрядкой — выражения Слова Христолюбца (прим. В.Й.Мансикки).

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 151

сить в жертву». Это древнее слово, которого нет в Словаре Срезневского, сохранилось только в сербо-хорватском языке в измененном значении «нести вздор, говорить не к месту»59. Мы склонны думать, что слово относится к числу древнегерманских заимствований, восходя к древнегерманскому biota «приносить в жертву» (ср. др.-исл. biota «приносить в жертву», «idolis sacrificare, idola colère», др.-исл. и др.-англ. blot «жертва», «sacrificium cruentum», готск. blôtan «поклоняться, приносить в жертву», др.-датск. blote «приносить в жертву», др.-норв. biota «приносить в жертву»)60. Развитие значения «жертвовать» в «нести вздор» («говорить не к месту») не кажется неестественным. Если это сопоставление верно, мы имеем перед собою факт, свидетельствующий о германском воздействии на древне-славянскую религиозную культуру. XV

Далее описываются обряды, входящие в культ умерших. Но прежде чем остановиться на этих обрядах, мы должны привести т.н. Чудовский список распространенной редакции Толкования на Слово Григория, так как в этом списке заключается в качестве вставки более полный вид приведенного описания культа мертвых. Индивидуальные глоссы этого списка, относящегося к XVI веку и изданного Гальковским (с. 32), мы обозначим разрядкой:

«Віруютьупиремъ и младенци знаменають мертвы, и бе-регенямъ, ихже нарицають 7 сестреницъ, а друзии вірують въ Сварожитьца и Артемида и Артемидию, имже человіци неве-гласи молятся и куры имъ р-Ъжють и то блутивше тоже сами ядять. О убогыя кокоши, яже не на честь святымъ породистеся, не на честь в-Ърнымъ человЪкомъ, о убогая курята, яже на жертву идоломъ р-Ъжются, инии въ водахъ потапляеми суть, а инии къ кладеземъ приносяще молятся и в воду мечють, Велеаху жертву приносяще, а друзии подъ овином и въ пов-Ьтехъ скотьях молятся, аки поганий, а инии требами мерзъ-кими молятся блутивше, а инии пьють кускы и ростъ-кы луковыми, и кутну богу и вел-Ь богыни и ядр-Ью и обилухі и скотну богу и попутнику и лісну богу и спорынями и спіху, аки безаконьнии елени и халдіи, многомъ богомъ молятся; они бо незнающий Бога се творять, а си не токмо Бога знающь, нъ и крестьяне ся нарицающе, а горши поганых суще діла творяще, да тЪмъ горше ихъ муку приймуть. А друзии огневи и камению и р-Ъкамъ и источникомъ, не токмо же то въ поганьстві


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017