Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

См. Гальковский. II, 56.

Список издан Тихонраеовым. С. 107, Пономаревым. С. 237 и Гальковским.

С. 59.

55 56

Аничков. Язычество и древняя Русь, 87. Ср. Аничков. 88.

150 В.Й.Маисикка

поучить маловерных, но «угодная имъ творять, чреву работають, а

не Богу» (ср. Фил. З : 19)57. Люди, забыв Бога58:

«приступиша къ идоломъ и начата жрети молнии и грому и солнцюи луні, а друзииПерену, Хурсу, виламъ и Моко-ти, упиремь и берегынямъ, ихже нарицають три девять сестриниць, а инии въ Сварожица вірують и въ Артемиду, имже невеглаши человічи молятся и куры имъ режють. О убогая курята о иже не на честь святымъ породишася, ни на честь в-Ърнымъ челов-Бкомъ, но на жертву идоломъ режються! И то блутивше сами ядять. И иніми въ водах потапляемы суть. И друзии къ кладязЬмъ приходяще моляться и въ воду мечють Ве-леару жертву приносяще. А друзии о г н і в и и камению и р-Ькамъ и источникомъ и берегынямь и въ дрова, не токмо же преже в по-ганьстві, но мнози и нині то творят, а крестьяны ся наричающе, мосты и просвіта и бділникьі, и чересъ огнь скачють, мнящеся крестьяны, а поганьская діла творять. Навімь мовь творять и попелъ посреде сыплють и проповедающе мясо и молоко и масла и яйца и вся потребная бесомъ, и на пець и льюще въ бани, мы-тися имъ велят, чехолъ и убрусъ вішающе въ молвици (вместо: мовници). Беси же злоумию ихъ сміющеся, поропръщются в попелу томь и следъ свои показають на пролщение имъ. Они же видівше то отходять, поведающе другъ другу, и то все про-повіданье сами ядять и пиют, ихже не достоит ни псом ясти. О злая дияволя прельсть, иже ни поганий того не творять. А друзии вірують въ Стрибога, Дажьбога и Переплута, иже віртячеся ему пиють в розіхь, забывше Бога, створившаго небо и землю, моря и рекы и источникы, и тако веселящеся о идоліхь сво-ихъ».

Исключив из вышеприведенного все то, что относится к литературной традиции, как почитание огня (Слово Христолюбца), колодцев, воды и растений «дров» (Начальный свод), культ Стрибога, Дажьбога (Начальный свод) и «Переплута» (Толкование на Слово Григория), мы вправе считать всё остальное за факты русской действительности, самостоятельно подключенные каким-нибудь русским ревнителем христианства, быть может, самим автором компиляции. Наиболее важны следующие факты. Принося жертвы духам, русские резали или топили в воде кур, причем резаных кур они ели сами. Здесь автор пользуется словом «блутити» в значении «прино-


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017