Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Из слова «корувантии» — куреты; ср. Аничков. 380.

47 Архангельский. Назв. соч., 153.

48 Хроника Амартола, лист 21-а.

49 Повесть временных лет по изданию Шахматова. 105.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

147

Вставки g, Ь — русского происхождения. Что обозначает «кила» (£), мы сказать не можем. X Можно думать, что слово вставили переписчики, желая дать посильное объяснение непонятных для них «малакш» и «буякини», восходящих, кстати, к подлинному Слову Григория: цсЛсэдгау, ираоттт]а. Благодаря созвучию с Малакией сюда попала Мокошь. Напомним, что загадочная «кила» вместе с «буякиней» встречается в так наз. Летописце патриарха Никифора по списку Никифоровской библиотеки (XV в.) там, где приводятся отрывки из Хроники Амартола, относящиеся к описанию египетской религии50. «Нилу рЪцЬ и чесновиту и луку и виламь и кили, глаголемой буякинЪ (в толковании: г малакию велми почитают, реку щи буякини)».

Русское продолжение вставки 1, сочиненной с целью установить генетическую связь астрологии у разных народов, представляет любопытную попытку разделить русское язычество на искусственные периоды: а) упырей и берегинь; Ь) родопочитания; с) Перуна. XI Факты современного язычества (ср.: \ ноне по украшамъ) немногим отличаются от фактов, известных нам уже из Слова Хри-столюбца. Основываясь на этом сходстве, простирающемся до второстепенных выражений51, можно поставить вопрос, не находился ли автор или редактор толкования под влиянием указанного произведения. Несколько полнее представлены факты Слова Христо-любца в прибавлениях Софийского списка: здесь назван Сваро-жичъ (с), упомянуты «чесновитокъ» и фаллический обряд на свадьбах (<1). В Софийском списке заключается, кроме того, ряд совершенно новых данных. Действительные ли божества скрываются под названиями Дивы и Переплута, или здесь первоначально читалось что-нибудь другое52, мы не беремся судить. Может быть, Дива из Дгод. С другой стороны, она может быть просто та дева-богиня (Афродита), о которой в Слове Григория упоминается дважды, но с применением этого эпитета к славянской Мокоши: Мо-коши- деве. Несомненно, что составитель Софийского списка (или его протографа) черпал из какого-то постороннего источника, иначе нельзя объяснить напр. неуместного повторения того же перечня славянских божеств, который в том же Софийском списке, согласно всем остальным спискам, приведен на соответствующем месте ниже. Обратим только внимание на то, что все дополнительные данные Софийского списка, кроме «Дивы», встречаются в «Слове о томъ, како первое поганш веровали въ идолы», современном Софийскому списку (см. ниже). Можно еще указать, что почитание олицетворенного Воскресенья составляет предмет спе-


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017