Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Так поступают не только невежи, но и «попове и книжници»:

b. «аще ли того не творять віжи, да пьють и ідять молебное (вар. моленное) то брашно».

Они не хотят учить народ, губя таким образом град Господний:

c. «да аще тако творяще не ошибуться (вар. не лишаться) про-клятаго моления и службы тоя дьяволя, то достоини будете огню негасимому».

Автор обращается к ним:

А. «учите ж люди на добро и обращайте ихъ от льсти дьяволя (Ср. Еф. 6: 11) к вірі истиньніи служити единому Богу ... аще ли ихъ не хощете учити, то ни примішайтеся к ним ... кое ли причастье Христу с бісомь (П. Кор. 6: 15), тако же и служащимъ Богу, кое причастье к служащимъ бісомь и угодья дьяволя творящимъ». Следует остерегаться худого общества, пьянства и игр: е. «того ради не подобаеть крестьяномъ игръ бісовьскьіх играти, иже есть плясание, гудба, пісни бісовьскьія и жертва идольская, иже моляться подъ овиномъ огневи и виламъ и Мокоши,

] 38 В.Й. Маисикка

Симу, Реглу и Перуну и Волосу, скотью богу (последние три слова — индивидуальная черта списка «Златой Цепи»), Роду и Рожаницамъ и всімь тімь, иже суть имъ подобии». і. тім же, възлюблении, бігайте жертвъ идольскыхъ и требъ кладения и всея службы идольскыя, да не во лъжю будемъ рькли крещающеся: отріцаюся сотоны и всіх діль его и всіх служебъ его и всіх ангелъ его и всего студа его, и тако обіщахомся Христови служити, то аще обіщахомся Христові, то чему не служимъ Ему (но бісомь служимъ і вся угодья імь творимъ — из Пайс.) ... не тако же просто зло ство-римъ, но смішаемь нікьш чистыя молитвы с проклятым молением идольскымъ, иже ставять лише тряпезы кутииныя и законьнаго обіда, иже наріцаеться незаконьная тряпеза и мінимая Роду и Рожаницамъ в гнівь Богу, сам бо Господь рече: не всякъ внидеть во царство мое рекыи Ми: Господи, Господи, но творя волю Отца Моего». g. «И пакы рече Паулъ, что убо кладуть требы страны бісомь, а не Богу, не велю же вамъ обыцникомь быти бісомь, не можете бо пити чаши Господни и чаши бісь, не можете бо причаститися тряпезі Господни и тряпезі бісь (I. Кор. 10:20-21), да не разгнівимь Бога. Та же рече: аще кто повість вамъ: се требное кумиромъ, не ядите того (I. Кор. 10: 28)». По смыслу приведенных под а) слов нетрудно определить, что это место, являясь как бы введением к главному изложению «Слова» (ср. «тако и се крестьянинъ», где об авторе говорит постороннее лицо), прибавлено к «Слову» позже в виде вставки. Божества соответствуют перечисленным в летописи Владимировым богам (в Софийском списке распространенной версии даже порядок божеств — тот же, что в летописи) с той разницей, что в Слове пропущены Дажьбог и Стрибог, если не случайно, то, вероятно, на том основании, что в этих именах всуе упоминается слово «Бог». Связь с летописью объясняется тем, что редактор Слова пользовался летописным известием. Сообщение об обоготворении чеснока вызывает сомнение. Древняя литература приписывает поклонение луку и чесноку южным народам: в Хронике Георгия Амартола приводятся соответствующие черты из религии древних египтян28 IV; в Марти-рии Аполлония чеснок называется богом Пелусийцев29. На русскую ли действительность, современную редактору, намекает важное известие о поклонении огню под названием Сварожича, пока нет возможности точно определить. Не исключена литературная традиция. Она, несомненно, налицо там, где говорится о вилах, которым клали