Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

На самом деле нам известен ряд случаев, когда греческие слова тихп и etjLLapjLtévTj переводились словами род и роженици; словом ро-жаници, кроме того, часто передавали равносильные им yeveoiç и yeveaXoyia, которым обыкновенно соответствовали славянские «рождение», «родословие», «рожьствословие». Например, в Златоструе находим фразы: «яко получаемъ или род нуждя (гбхпс); видиши многы събирающеся къ кощюньникомъ и къ пишющимъ несъкръве-ная и о роді (ei(iapjLievT|ç) глаголющая»19. В Житии Порфирия, епископа Газкийского по списку XV в., род употребляется на месте fatum. Род в значении «судьба» встречается еще в Изборнике 1073 г.: «Фарисіи родъ и лоучаи несьмьісльні віроують»20. В переводе «Шестоднева» Василия Великого, принадлежащем Иоанну, экзарху Болгарскому, мы имеем выражение: «ижде бо ноужда имар-мени (eijLiapjLievTj) рекъше родъ дръжатъ»21. Относительно употребления слова рожаници в значении yeveôiç, yeveo&oyia, тЪут єіцарцєут], fatum, fortuna, мы имеем ряд примеров, собранных Срез-

Прибавлено из других списков, см. Гальковский. 88-89.

19 Словарь Срезневского.

20 Там же.

21 Малинин В. Старец Блеазарова монастыря Филофей. 253.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 135

невским и Веселовским22. Выражение древнеславянской кормчей: «иже въ получай вЪруют и вь родословие рекше вь рожданици (ка! ei(iap|ievr|v ка( yevea^oyia^)» уцелело еще в Домострое: «въ получая вЪруютъ и въ родослов!е рекше въ рожаницы». Митрополит Даниил заменяет родословие словами: рождение по звездословию. Астрологический смысл слова рожаницы подчеркивается тем, что ему иногда придается значение планеты: «рожаницами еллинстш наричють звЪздословцы седмь звЪздъ, глаголемыхъ планиты». Здесь Веселов-ский справедливо усматривает отражение византийской астрологической литературы23. Гадание о рождении, о прирожденной судьбе по звездам перешло к славянам из византийской астрологической практики путем переводных сочинений, в числе которых древнесла-вянская Кормчая называет книгу «Рожденице: рождение и чьсть звЪздочьтие нарицает се иже суть книгы, глаголемые Рожденще»24.

Из всего вышеизложенного следует, что Слово Исаи пророка, где «род» и «роженици» передают отвлеченное понятие «счастья» и «судьбы», не дает права решить, существовали ли у славян божества судьбы как самостоятельные демонические существа. Отмечаемый автором Слова культ судьбы мог, следовательно, иметь отношение к славянам лишь постольку, поскольку среди этих народов распространялись путем литературной передачи восточные и византийские астрологические учения. Но это произошло сравнительно поздно. В область народных верований эти учения никогда не проникли. //


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017