Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

* «...на исходе октября месяца, когда уже все хлеба пожнут, соберут и свезут на гумно, тогда они себе ужины устраивают, на которые все, иногда из трех-четырех сел, складываются и сходятся в один дом с женами, детьми и слугами, стол сеном или скатертью накрывают, на столе же хлебов несколько, и четыре больших посудины пива на четырех углах ставят, потом приводят тельца и телицу, барана и овцу, козла и козу, борова и свинью, петуха и курицу, гусака и гусыню и иную годную в еду домашнюю скотину и птицу, самца и самку. И всё это, по своему обычаю, в жертву богу своему Зе-меннику забивают. Сперва их вещун, или жрец языческий, простой мужик, произнесши молитву на обычный лад, начинает палкой бить какое-нибудь животное, потом все, вокруг стоящие, палками колотят эту скотину по голове, по брюху, по хребту, по шее и по ногам, говоря: "Тебе, о Земенник, боже наш, жертвуем и тебя благодарим, что ты нас в прошлый год в добром здравии и во цвете всех благ, хлеба и имущества сохранил и удовольствовал, и от огня, железа, моровой заразы и всяких неприятелей наших оборонить изволил». Содеяв это, скотину, в жертву забитую, мясо и птицу варят, пекут и жарят, а сев за стол, едят, но прежде, каждого кушанья и птицы кусочек оторвав, их вещун или колдун мечет под стол, на печь, под лавки и в каждый угол дома, говоря: «Это тебе, Земенник, боже наш, изволь жертвы наши принять и милостиво эти кушанья съесть". Также едят они и пьют, пока не обожрутся, оного Земенника за каждым кушаньем и питьем призывая, и в длинные трубы и жены, и мужи гудят, также и поют, друг другу морду к морде раззявив...» (польск.). Кгопіка, 147.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 133

СЛОВА, ПОУЧЕНИЯ И ПОСЛАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ ПРОТИВ ЯЗЫЧЕСТВА

Слово Исайя пророка, истолковано святымъ Іоанном Златоустом, о поставляющих вторую трапезу роду и роженицамъ

Говоря об идолопоклонстве и согрешениях Израиля, пророк Исайя в гл. 65, 11 обличает тех, которые ставят трапезу для Гада и наполняет чашу для Мени. Гада и Мени обыкновенно толкуют как счастье, судьбу, фортуну, «в более позднее время персонифицированное абстрактное понятие бога и демона»11. По Мейзелю (Мєцбєі), гад идентифицируется раввинской традицией с планетой Юпитер как звездой счастья12. Беріходіпіа переводит гад как 6(хі|іоуіоу или баіцсоу, а Мени — как гйхт|- В латинском переводе соответствующее место звучит: «приготовив жертвенник Фортуне и наполнив чашу для жертвенного возлияния демону».


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017