Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Помещая в отделе литовских явлений описание современных народных обрядов, Стрыйковский неоднократно уверял читателя, что сообщаемые сведения основаны на собственных наблюдениях автора и рассказах очевидцев. Некоторые из этих обрядов пользовались, по словам автора, известностью и в прилегающих к Литве и Курляндии русских областях. Так, например, осенний земледельческий праздник в честь «Земенника» наблюдался «i w Russkich Krainach niektörych». Ввиду этого мы считаем нужным привести описание праздника:

3 «Таким же образом идол этого Перуна был в Новгороде Великом поставлен и с великим почетом богом величаем, на том месте, где теперь монастырь христианский, Перуновым именуемый» (польск.).

** «Почитали и мать Ьеіі и Роїеіі Ьесіа... Мужчины и женщины, старые и молодые, имели обычай на празднике этих богов своих сходиться в одно место для танцев и других забавлений; это сборище называли Купала, в особенности 25 мая и 25 июня, что еще до сих пор в России и в Литве сохранилось. Вскоре после Проводной недели и вплоть до Св. Иоанна Крестителя женщины и девушки собираются большим числом на танцы, и там на месте танцев, взяв друг друга за руки, повторяют: "Ьасіо, Ыо, Ьасіо гшуа", спевая на память Леда или Ладона, мать Кастора и Полукса; хотя простые люди не знают, откуда возник этот обычай. Также те странные качели в Петров день, и вечера святые по Рождество Христово, все это произошло из старых языческих суеверий» (пер. с польск В.Й.Мансикки).