Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Под 992 г. говорится о свержении идолов:

«Sacrilegos ritus, quibus priscis temporibus Ruthenorum gens dedita

erat, Wlodimirus Russiae Dux eliminaturus, tertio ex quo Christi fide

1 Lubor Niederle. Zivot starych Slovanu, II, I, 12, 281.

2 Шахматов. Разыскания о древнейших русских летописных сводах, 343, ср. 347. Мы пользовались сочинением: DIugosz Joannis. Senioris Opera omnia X, His-toriae Polonicae libri XII, tomus I (1873).

* «Укрепив главенство своей власти, Владимир, князь Руси, обратился к религии и поставил в горах, ближайших к киевской крепости, изображения богов и идолов в капищах, построил храмы и святилища. Среди прочих богов их языческой религии у них по преимуществу пользовался почитанием и поклонением бог молнии, которому Владимир и возвел многие храмы, и посвятил замечательное изображение. Не только сам князь, но и весь народ рутенов, следуя ужасным обычаям такого рода, почитал бога молнии закланием и сожжением лучших жертв. Владимир изготовил своему главному богу — богу Молнии — статую, тело которой было сделано из дерева, голова из серебра, уши (вар. ноздри) из золота, также и прочим богам поставил изображения в священных рощах и, приведя своих сыновей и дочерей, принес жертву богам, и осквернил себя и Русскую землю поклонением идолам» (лат.).

128

В.ЙМансикка

illuminatus erat anno, idola, lucos, arasque et templa eorum con-fringit, incendit et comminuit. Simulacrum vero Fulminis, quod praecipua veneratione a Ruthenis colebatur, ad caudam equi alliga-tum, spectante multitudine Ruthenorum, per terram trahi et in flumen Dnyepr mergi, gentilibus Ruthenis ex utroque sexu deorum et simula-crorum suorum fletu et eiulatu ingenti confractionem prosequentibus, mandavit»2.

He подлежит сомнению, что лишние против Повести временных лет подробности (fana, simulacra, templa, delubra; lucos, aras, sacrile-gos ritus; особенная популярность Перуна — Fulminis) придуманы самим Длугошем. При этом польский автор руководствовался, с одной стороны, намеками и указаниями своего летописного источника, а с другой — своим собственным описанием польского идоло-служения, помещенным в одной из предыдущих глав (delubra, simulacra, luci; apud illos in praecipio cultu et veneratione habitae sunt). В этом последнем описании ничего не говорится об идолах других славян.

Приведенные известия Длугоша довольно верно отражаются в историческом труде его младшего современника, Матвея из Мехова (Меховский — M.Miechowski, 1457-1523), в Chronica Polonorum3.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017