Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Ладо-Ліло, название которого скомбинировано из тех «мифологических» припевов, которые дали повод для польских хронистов говорить о соответствующих божествах Ладо и Лели.

165 Для полноты картины необходимо к приведенным данным присовокупить и другие наиболее существенные отступления Татищева от летописного изложения. Передавая известие Начального свода о языческом культе у Полян, автор кроме озер, кладезей и «ращений» называет и другие предметы почитания, отвечающие данным приведенной главы о язычестве: «солнце же и огонь и иная почитаху яко бози». Об Олеге говорится в одном месте: «Олег же принесе жертвы многи, умилостивляя боговъ своихъ нечистыхъ». Под 6491 г. в связи с человеческими жертвоприношениями встречается следующая деталь: «принося имъ (т.е. кумирам) отъ людей шпшенныхъ и скотовъ множество». Приказание Владимира бить низвержен-ного Перуна мотивируется несколько подробнее, чем в летописи: «на поруганіе зловірія, паче же да посрамятся не хотящіе креститися и познаютъ, яко сій боги, на нихъ же такъ твердо надЪющеся, отъ нихъ милости просили, узрятъ, яко ни себЪ самимъ помощи и отъ сокрушенія избавиться не могутъ».

Ни одна из этих деталей не заключает в себе черт, указывающих на пользование какими-нибудь древними, не дошедшими до нас источниками. Ко всем в одинаковой степени применим один и тот же вывод: они основываются на догадках и домыслах самого Татищева.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 127

ИЗ ПОЛЬСКИХ ХРОНИК

Вместо того, чтобы поместить известия польских хроник в отделе иностранных источников, мы считаем нужным дать место им здесь, руководствуясь тем, что то, что эти хроники знают о восточнославянском язычестве, основывается на известиях русских летописей. Кроме того, все то, что мы в предыдущем изложении узнали о мифологических увлечениях польских историков, заставляет нас относиться к их сведениям с осторожностью. Новейшие исследователи даже совсем не считаются с ними1. /

Как указано покойным Шахматовым2, известия польского историка архиепископа Яна Длугоша (J.Dlugosz, 1415—1480) восходят к русским летописным источникам. Приведем его сведения о Киевских святилищах:

«Firmato principatus sui solio, Wlodimirus Dux Russiae ad religiones versus, in montibus Kyoviensi castro proximis fana, simulacra et idola locat, templaque et delubra aedificat. Inter omnes tarnen suae profanae superstitionis deos, Fulminis numen in praecipua apud illum et cultura et veneratione habebatur, cui et plura templa instituit, et excellentiori illud simulacro ornavit. Nec ipse Dux tantum, sed et universus Ruthenorum populus detestabiles ritus huiusmodi secutus, Fulminis numen praestantioribus immolationibus et holocaustis ven-erabatur. Fabricavit autem Wlodimirus deo suo principali Fulmini corpus et simulacrum ex ligno, caput ex argento, et aures (вар. nares) ex auro, caeteris quoque dus lucos et simulacra constituit, et ad-ducens filios suos et filias, sacrificat dus, et coinquinat se et terram Russiae idolis»*.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017