Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Гальковский. Борьба христианства с остатками язычества II, 302.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 125

ше людей, а иніи соплетают себі венцъ от разноцветных травъ и возлагают на главы своя, и опоясываются ими, иніи же огнь кладут и вземшеся за руці, около огня ходят и чрез огнь скачют и пісни поют, часто повторяют сквернаго Купала, иніи обыкоша качатися и скакати, и оттого не малый вредъ тілу бывает, иногда же и смерть случается. Иныя дійства діавольскія много на гуд-бищах и пиршествах взмышлят и ділают и радостно смотрят и хвалят, ихже писанію предати неліпо есть» 63. Мы привели мифологические басни киевских ученых с целью установить, откуда авторы черпали свои сведения, и выяснить, не отразились ли в них какие-нибудь древние, до нас не дошедшие источники. В результате оказалось, что таких источников не было. С такой же целью мы должны еще остановиться на мифологических данных Татищева, приведенных в его Истории Российской. Особенного внимания заслуживает четвертая глава, посвященная летописи Иоакима Новгородского, содержащая сведения о раннем, дохристианском периоде Новгорода164.

163 Алмазов. Тайная исповедь III, 228, по рукописи XVIII в.; перепечатано у Гальковского, II, 303.

164 Бще раньше, во второй главе, Татищев описал славянское русское язычество. Здесь читаем:

«О Рускомъ идолослуженіи Несторъ въ произвожденіи народовъ о Славянахъ говорить, что почитали солнце, луну, огнь, озера, кладези и древа за боговъ, по-томъ на разныхъ мъхтахъ именами нЪкоихъ божитковъ положилъ, что ниже объявлю... а которыхъ Несторъ описалъ, то всі суть званія Сарматскія или Варяжскія, какъ въ літописи № 151 показано, Стрьїковскій въ кн. 4. Гл. 4 изъ рускаго древняго літописца сказуетъ: 1. Перунъ богъ грома, ему же неугасимый огнь содержанъ отъ дровъ дубовыхъ, подобно какъ у Грекъ Юпитеру, у Варягъ же Торъ именованъ; 2. Стрибо, мнится Марсъ; 3. Мокосъ, богъ скотовъ; 4. Хорсъ, подобны Бахусу; 5. Дидо, богиня любви и брака, подобна Венері; 6. Ладо или Ліло, сынъ Диды, равный Купиді, Димитрій Ліло мнить быть Меркурія; 7. Торъ, тотже что и Перунъ, оба значать громъ; 8. Купало, мнится Нептунъ, ибо празднуя ему въ воді купались; 9. Русалки, Мауроурбинъ мнить нимфы. О сихъ Димитрій Ростовскій, яко достох-вальнійшій рачитель о просвіщеній народа, пространно писалъ, которое я у него предъ літь 45 видълъ и читалъ, но въ его оставшихъ книгахъ, келейномъ літописці, о бородахъ и въ розыск* на раскольниковъ не находится, разві есть особое напечатанное, въ Берлині, памятую, напечатана была о сихъ книжка подъ именемъ Московитише Религія, токмо я ея ньші достать не могъ». ь