Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Наконец, перечень остальных богов читается в следующем пополненном виде:

«Услядъ или Ослядъ, Корша или Хорсъ, Дашуба или Дажбъ, Стриба или Стрибовъ, Симаергля или Семарглъ и Макошъ или Мокошъ»СХШ. В этом сводном списке искаженных имен наглядно отражаются оба источника Синопсиса: основной — житийная статья, и дополнительный — Стрыйковский. У последнего приведены Uslad, Korssa, Dassuba, Striba, Symaergla, Makosz. XLIX Эти

* «А еще* Кастора и Поллукса, римских божков, хвалили, которых Лелем и По-лелем называли, да еще и в нынешние времена у мазур и поляков на пирах, когда они друг другу подливают, мы явственно слышим, как они выкликают „Лелюм-Полелюм". Славили и мать Леля и Полеля Леду... жены и девы к танцу кучкой сходятся, тогда, взявшись за руки „ладо, ладо и ладо моя" повторяют, поют, вспоминая, Леду или Ладону, мать Кастора и Поллукса» (польск.).

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 123

же имена встречаются у Герберштейна (Baron Herberstein), которым Стрыйковский действительно пользовался. Как давно уже замечено, название Uslad получилось по недоразумению из «усъ златъ», в летописном описании внешности Перуна. Из вышеизложенного видно, что статья Синопсиса является самой поздней из трех версий статьи о Владимировых идолах. В ее основу легла версия южнорусского жития. Эта последняя, в свою очередь, представляется переделкою Густынской статьи или ее протографа160. Так как Густынская летопись детально не исследована, мы лишены возможности установить, сочинена ли данная особая статья составителем основного списка летописи или же она включена в нее впоследствии в виде готовой статьи. Во всяком случае, следует заметить, что статья является как бы лишним повторением того, что в той же летописи несколько выше приводится вкратце: обычный летописный рассказ о поставлении кумиров и об их именах помещается впереди в связи с сообщением о вокняжении Владимира (г. 6489).

Статья «Об идолах» характерна для данной эпохи: она отражает взгляд ученых историков XVII века на русское язычество. Вместе с тем она является первой попыткой осветить русскую мифологию сравнительными данными и выяснить положение и значение каждого божества в древнерусском и современном культе. Составитель первичной версии задался целью установить связь русской мифологии с явлениями древнеклассической религии. Но это стремление к классическим прообразам, как мы видим, не зародилось впервые у киевских ученых. Им были одушевлены уже их предшественники, польские историки. Эти последние, гоняясь за мнимыми польско-русскими параллелями для древнеклассических божеств, пускали в ход всю свою изобретательность. Они впервые выдумали такие «мифологические» названия, как Lela, Polela, Lado и Leda, воспользовавшись для этого часто повторяющимися песенными припевами и возгласами, определили культовый характер этих «божеств» и объяснили их родственные отношения при помощи классических мифов, руководствуясь при этом чисто случайным сходством, созвучием имен и пр. 61 Примеру поляков последовали Киевские ученые. Похвист, Lado, Леля и Полеля были признаны полноправными членами древнекиевской семьи богов. Кроме них в число Владимировых богов были приняты вновь вымышленные Купало и Коляда, которые обязаны своим возникновением обрядам, до сих пор на-


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017