Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

«Сія же мерзость отъ древнійшихь идолослужителей пройзыйде, иже нікіихь боговъ Леля и Полеля почитаху, ихже богомерзкое имя и доньїні по нікимь странамъ на сонмищахъ игралищныхъ пініемь "лелюмъ, полелюмъ" возглашаютъ; такожде и матерь Лелеву и Полелеву Ляду, поюще "ладо, ладо", и того идола ветхую прелесть діаволскую на брачныхъ веселіяхь руками пле-щуще и о столь біюще воспівають. И отъ сего православному христіянину всячески блюстися подобаетъ, да не возбужденіе казни Божія бываетъ».

См. указ. статью А.И.Соболевского. С. 13. 159 Мы пользовались изданиями 1674 и 1680 годов, почти буквально сходными между собою.

122 В.Й.Мансикка

У Стрыйковского читаєм: «Castora tez і Poluxa, rzymskich bozkôw, chwalili, ktôrych Lelusem і Polelusem nazywali, со jeszcze і do dzisiejszych czasow u Mazurow і Polakôw na biesiadach, gdy sobie podlej^, jawnie siyszemy, kiedy Lelum po Lelum wykrzykaj^. chwalili і matkç Lelowç і Polelowç Ledç ... niewiasty y panny do tancôw sic gromad^schodz^, tam wziqwszy sic za rçce „lado y lado moia" powtarzai^ spiewai^c na pamiqtkç Ledy albo Ladony matki Kastora y Poluxa»*.

Интересно, что Стрыйковский приводит те припевы, из которых сфабрикованы были новые «божества» Леля и Полеля. XL VII После описания купальных обрядов составителем Синопсиса вносится следующая вставка, сочиненная на основании того же Стрыйковского: «По семь св. Іоанна Крестителя празднику еще и о праздниці святыхъ верховныхъ апостолъ Петра и Павла свою сіть діаволь за-пинаетъ чрезъ колыски, на нихже бо колысущимъся приключается внезапу спасти на землю, убиватися и злі безъ покаянія душу свою испущати. Сего ради и колысокъ, яко сіти діаволекія хранитися всякому христіанскому человеку, да не впадеть и увязнетъ въ ню, нужда есть».