Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

118 В.Й.Мансикка

wyktadam... Jabymasiçrzekl, zePochwisciel wiatrem swiszczacym jest*151.

* Эта цитата вырезана из русской и вклеена в немецкую рукопись на с. 83.

«Ладона народы русские почитали некогда богом таким, которому власть над удачей и делами радостными приписывая, владыкой всякого счастья его делали, чего ради на крестинах детей своих, на играх, пирах, свадьбах и всех иных мыслимых праздниках призывали его не иначе, как латиняне Гименея, греки — Зевса или Вакха... Посему всякая Русь, и по сей день воспоминанья об язычестве храня, особенно в свадебных песнях, на свадьбах Ладона упомянутого величают, когда ладонями в стол, либо рука в руку бия, в каждом стихе песни Ладона воспевают... Погода, Похвист, коего Меховит воздухом, а я — непогодой называю... Ибо я сказал бы, что Похвистель — это ветер или вихрь свистящий» (польск.).

151 Приведем соответствующее место Длугоша, к которому восходит рассказ Кромера: «Constat autem Polonos ab initio suae originis idololatras extitisse et pluralitatem deorum et dearum, videlicet Iovem, Martern, Venerem, Plutonem, Dianam et Cererem, caeterarum gentium et nationum errore lapsos credidisse coluisseque. Appellabant autem lovem Yeszam (var. Iessem) lingua sua ... Martern vocabant Lyadam ... Venerem nuncupabant Dzydzilelya, quam nuptiarum deam existimantes, prolis foecunditatem et filiorum atque filiarum ab ea sibi deposcebant numerositatem donari. Plutonem cognominabant Nya ... Habebatur et apud illos pro deo Temperies, quern sua lingua appellabant Pogoda, quasi bonae aurae largitor; item deus vitae, quern vocabant Zywye ... Diana lingua eorum Dzewana, et Ceres Marzyana vocatae, apud illos in praecipuo cultu et veneratione habitae sunt. His autem dus, deabusque a Polonis delubra, simulacra, flamines et sacra instituta, atque luci et in praecipuis frequentioribusque locis sacra et veneratio habita, solennitates cum sacrificiis institutae, ad quas mares et feminae cum parvulis convenientes, dus suis victimas et hostias de pecoribus et pecudibus, nonnunquam de hominibus in praelio captis offerebant ... in eorumque honorem ludi certis anni temporibus decreti et instaurati, ad quos peragendos multitudo utriusque sexus ex vicis et coloniis in urbes convenire pro diebus institutis jussa, ludos huiusmodi impudicis, lascivisque decantationibus et gestibus, manuumque plausu et delicata fractura, caeterisque venereis cantibus, plausibus et actibus, deos, deasque praefatas repetitis invocando observationibus depromebat. Horum ludorum ritum et nonnullas eorum reliquias Polonos ... usque in praesentia tempora annis singulis in Pentecostés diebus repetere, et veterum superstitionum suarum gentilium annuali ludo, qui idiomate eorum Stado, id est grex, appelatur ... ^meminisse». Joannis Dlugossii. Historiae Polonicae libri XII, В. I, (1873) S. 47. — «Известно, что с начала своего появления среди прочих народов поляки были идолопоклонниками и верили во множество богов и богинь, а именно: в Юпитера, Марса, Венеру, Плутона, Диану, Цереру, созданных заблуждениями прочих племен и народов, и поклонялись им. Юпитера они на своем языке называли Иесшей (вар. Иессем), ...Марса звали Лядой, ...Венеру именовали Дзидзилелей. Они считали ее богиней брака и просили, чтобы она даровала им обилие потомства и многочисленных сыновей и дочерей. Плутона прозывали Ниа... Умеренность климата, которую они на своем языке называют Погодой, почитались у них в качестве богини, подающей благоприятствующий ветер; также бог жизни, которого называют Живье... Диана на их языке зовется Девана, а Церера — Маржана, и обе пользуются у них особым почитанием. Для этих богов и богинь поляками построены святилища, созданы изображения, назначены жрецы и установлены священные обряды, а также [священные] роши, и в главных и наиболее посещаемых местах отправляются обряды и почитание; установлены празднества с принесением жертв, на которые сходятся мужчины и женщины с детьми и предлагают своим богам жертвы и приношения в виде скота и денег, а подчас и пленников, захваченных в битвах... и в их честь устраивают игры, предписанные и установленные в определенное время года, на которые из сел и деревень в города стекается множество людей обоего пола в дни, установленные предписаниями


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017