Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 117

Ы;сов, яко вметаемый во воду или о древо или о камень въ воді разбиваются и умирають, или утопають; по иныхъ же странахъ не вкидають въ воду, но токмо водою обливають, но единаче тому же бісу жертву сотворяютъ».

Как видно, краткое сообщение Начального свода разрослось в целый трактат об язычестве, большую часть которого составляют наблюдения над современными народными обрядами. Из всего приведенного к Начальному своду восходят только названия богов, причем Волос заимствован из другой связи (договор 6479 г.), фразы вроде «емуже яко Богу жертву приношаху» и сообщение о жертвоприношениях «кладяземъ, езеромъ и рощеніямь». Почти все остальное составлено из данных тех польских источников, которые помечены на полях. В той третьей книге, на которую есть ссылки на полях Хроники Кромера по польскому переводу 1611 г.149, говорится об язычестве поляков и славян. Ее вступление, заключающее в себе отвлеченное описание общеязыческих заблуждений, напоминает начальные выражения приведенного отрывка. Далее Кромер и его переводчик, идя по стопам своих предшественников Длугоша и Міеспо™8кі150, в своем описании польского язычества придерживаются древнеклассической мифологической системы: предполагаемые польские божества ставятся ими в связь с богами античной религии. Названы, между прочими, Ыуа-РМоп, Маггапа-Сегев, Ьагіо-ВассЬію. Культ последнего, по словам Хроники, выражается в играх и увеселениях, сохранившихся до XVI века на Р у с и и на Литве. Так как мы намерены привести описание этих игр ниже, здесь мы можем ограничиться следующей цитатой: