Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Наконец, о древнерусских суевериях и предрассудках имеются сведения в помещенном под 1068 г. Поучении о казнях Божиих, внесенном в Начальный свод в виде механической вставки. Посредством многочисленных ссылок на Библию в Поучении проводится такая мысль, что все несчастия, постигающие людей — смерть, голод, опустошения неприятелей и пр. являются последствием человеческих согрешений, возбуждающих гнев Божий. Для того, чтобы

ш

опять заслужить Божью милость, следует воздержаться от злых дел и каяться, «сльзами омывающе вься прегрешения, не словъмь нари-цающеся хрьстияни, а поганьскы живуще». XXXIX

«Се бо, — спрашивает здесь автор поучения, — не поганьскы ли живемъ, аще въ сьрічю вірующе? Аще бо къто усърящеть чьрноризьца, то възвращаеться, ли единьць, ли свинию; то не поганьскы ли есть се? Се бо по дияволю научению кобь сию дьр-жать; друзии же зачиханию вірують, еже бываеть на съдравие главі. Нъ сими дияволъ льстить и другыми нравы, вьсякыми льстьми превабляя ны отъ Бога, трубами и скомрахы и гусльми и русалиями. Видимъ бо игрища утолочена и людии мъножьство на нихъ, яко упихати начьнуть другь друга, позоры діюще отъ біса замышленаго діла, а цьркъви стоять...».

Летописная редакция поучения представляется переделкой «Слова о ведрі и о казньхъ Божияхъ», которое находится в т.н. Симео-новском Златоструе XII в. По этому болгарскому списку оно издано И.И.Срезневским131 с параллелями из летописной переделки. Какова история Слова в болгарской письменности, является ли оно переводом с какого-нибудь византийского оригинала или самостоятельной болгарской комбинацией, составленной из разных источников132, об этом нет возможности определенно высказаться. В «Слові о ведрі и о казнъхъ Божияхъ» по списку Златоструя об языческом культе говорится больше, чем в летописном поучении. В нем есть указание на жертвоприношения: «пожьрімь стоуденьцемъ и рЬкамъ и сітьмь, да оулоучимъ прошения своя».