Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Кроме Симона волхва (См. Дъяния Апост. 8; 9-24), здесь упоминаются египетские маги «Аньни» и «Маврии». О последнем см. II Тимоф. 3: 8, и Хронику Ма-лалы по извлечениям, напечатанным Поповым в Обзоре хронографов русской редакции, 22. Назван еще Кунопъ, который «творяше мьчьтаниемь бъховьскымь, яко и по водамъ ходити и ина мьчьтания творяше, бЪсъмь льстимъ, на пагубу собъ и инъмъ». В житии ап. Іоанна (по Великим Четьим Минеям Макария, под 26 сентября, столбец 1626) о том же Кунопе говорится, что «вси сущи въ островъ том имя-хуть его яко Бога за прельщеніа дъля, бывающаа имъ отъ бъсъ ... и поклонишася ему вси купно, и хотяхуть Іоанна бити».

129 Ср. Шахматов. Разыскания. С. 625, § 290.

130 См. Карамзин. История, IV, Гл. VI, Прим. 444.

110

В.Й.Мансикка

частью эти предсказания высказываются в связи с разными небесными знамениями. Под 1065 г. отмечается появление где-то на западе Звезды с кровавыми лучами. По этому поводу летописец заявляет:

«Се же проявляше не на добро; по семь бо быша усобиці мъногы и нашьствие поганых на Русьскую землю; си бо звізда бі якы кръвава, проявляющи кръвопролитие ... Знамения бо въ небесе, или звіздахь, ли сълньци, ли пътицами, ли етеръмь чимь не на благо бывають, нъ знамения сица на зъло бывають, ли проявление рати, ли гладу, ли съмьрть проявляють». Одинаковые мысли и рассуждения вызывали у летописца небесные знамения, отмеченные в 1102 и 1113 годах. Иногда записываются случаи появления небесных змей, напр., в 1091 г.: съпаде превеликъ змии от небесе.

Летающий змей записан в Новгородской I Летописи под 1214 г.: и потом тъгда же змьй видіша літящь.

Ср. еще 1028 (знамение змиево), 1144, 1265 (Ипатьевская летопись: звізда хвостатая).

В связи с сообщением под 1063 г. об обратном течении Волхова летописец замечает: «се же знамение не на добро бысть, на четвертое бо літо пожьже Вьсеславъ градъ».

По поводу землетрясения в Ипатьевской летописи под 1195 г. читаем: «Сій знамения не на добро бывають, но на паденіе многимъ и на кровопролитье и на мятежь многъ въ Руской землі; еже и сбы-сться».

Несколько иной характер, чем обыкновенно, носит знамение под 1249 г. по Ипатьевской летописи:

«Не дошедшимъ же воемъ рікьі Сяну, сосідшимь же на полі во-ружиться, и бывшу знаменію надъ полкомъ сице: пришедшимъ орломъ и многимъ ворономъ, яко оболоку велику, играющемъ же птицамъ, орломъ же клекъщущимъ и плавающимъ криломы своими и воспрометающимъ ся на воздусі, якоже иногда и нико-ли же не бі, и се знамениіе на добро бысть». Еще можно указать наследующие случаи: 1091 (солнце «погыба-етъ»), 1099, 1104, 1110, 1113 (знамение въ сълньци), 1115 (погыбе сълньце), 1161 (Ипатьев.), 1185 (Ипатьев.: виді сълньце, яко місяць), и т.д. XXXVIII


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017