Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Вестфальский мир (1648 г.) – два мирных договора между «Священной Римской империей» и антигабсбургской коалицией, разрешавшие ряд территориальных, религиозных и политических проблем в Западной Европе.

 

В 1640 г. от Испании отделилась Португалия, присоединенная Филиппом II «мирным путем». Повсюду в стране вспыхивали народные восстания. В том же 1640 г. началось восстание в Каталонии, одной из областей Испании. Противостояние мятежников королевским войскам затянулось более чем на десять лет и закончилось тем, что король был вынужден признать все старинные вольности Каталонии.

По окончании Тридцатилетней войны стало очевидно, что Испания пережила период своего наивысшего взлета. Едва ли не последнее из европейских государств, продолжавшее держаться за ценности феодального общества, один из последних оплотов католической церкви на государственном уровне, Испания слишком долгое время проживала несметные богатства, которые шли из американских колоний. Идея католической монархии, руководившая всеми испанскими королями, была вполне жизненной в Испании времен Фердинанда и Изабеллы, но совершенно изжила себя в     XVI в. Тем не менее, и Карл V, и его сын упорно держались за эту идею, посвятив ей все свое царствование.

Испания первой половины XVII в. представляла собой печальное зрелище с точки зрения состояния общества. Наиболее типичной фигурой испанского общества в этот период был ласаро – бродяга, скитающийся по дорогам, подрабатывающий, а чаще подворовывающий где придется, считающий делом чести обмануть какого-нибудь простака или разжалобить хозяйку постоялого двора. Ласаро становились и выходцы из крестьянских семей, и разорившиеся мелкие ремесленники, и даже идальго, промотавшие все свои богатства, но упорно считающие себя высокородными дворянами и требующие соответствующего почтения.

Главный парадокс Испании XVI–XVII вв. – это небывалый подъем культуры, причем культуры светской. Несмотря на тотальный контроль со стороны инквизиции, в Испании периода абсолютизма возник широчайший пласт литературы, живописи, ориентированной на светские идеалы. В первую очередь, следует упомянуть, разумеется, самый яркий портрет эпохи – роман Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Эта книга, задуманная как пародия на популярные в то время рыцарские романы, стала подлинным памятником духу испанцев и обессмертила имя автора, умершего в глубокой бедности. «Дон Кихот» – книга как будто не из своего времени. В ней нет ни следа мрачной атмосферы инквизиторской Испании, жестокой католической монархии, которую три века спустя великолепно передал другой писатель – бельгиец Шарль де Костер, автор «Тиля Уленшпигеля» (возможно, самого средневекового романа во всей европейской литературе Нового времени).


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017