Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Учение Кальвина, с его призывами ко всеобщему социальному равенству, с признанием мирского процветания как главной добродетели, получило одобрение среди бюргерства городских кантонов. В 1536 г. Кальвин прибыл в Женеву, где его вероучение мгновенно стало очень популярным. Кальвин создал собственную церковную структуру, отличавшуюся от прочих протестантских церквей прежде всего организационно. Община верующих избирала пастора, нескольких старейшин-пресвитеров, занимавшихся административными вопросами, и дьяконов, собиравших и распределявших милостыню. Высший совет кальвинистской церкви – консистория – включал в себя пятерых пасторов и двенадцать пресвитеров.

Сила кальвинистов в Женеве была настолько велика, что церковь вскоре подчинила себе и светскую власть. В кантоне установилось по сути теократическое государство. Это не могло понравиться верхушке знатных горожан, и Кальвин был изгнан из Женевы. Впрочем, ненадолго. Уже в 1541 г. он вернулся в город, где его сторонники победили окончательно. Кальвинизм одержал полную победу во всех протестантских кантонах Швейцарии. Вернувшись в Женеву, Кальвин получил неограниченную власть и над городом, и над церковью, и над всей протестантской частью страны. На протяжении двадцати с лишним лет, до самой своей смерти, идеолог Реформации носил неофициальное, хотя известное всей Европе, прозвище «женевский папа».

Кальвинистская церковь вела себя по отношению к инакомыслящим едва ли не суровее, чем католицизм, с которым так усердно боролась Реформация. Церковная революция, потрясшая католическую церковь до самого основания, мало что изменила в общественном положении церкви в странах Реформации. И лютеране в Германии, и кальвинисты в Швейцарии были беспощадны к инакомыслящим. В отличие от Германии, где светские князья покорили церковь, швейцарская протестантская церковь подчинила себе все общество едва ли не сильнее, чем католическая в период своего наибольшего процветания.

Инакомыслящих «женевский папа» карал так же сурово, как и папа римский. Он не делал особых различий между католиками и протестантами, еретиками и светскими учеными. Методы главы швейцарской Реформации тоже не отличались от тех, какими пыталась защитить свою целостность католическая церковь. По личному приказанию Кальвина в Женеве был предан церковному суду испанский гуманист Мигель Сервет. В родной Испании Сервету грозил костер инквизиции – ученый выступал с отрицанием тройственной сущности Бога. В Швейцарии, оплоте Реформации, его сожгли за то же самое. Анабаптисты подвергались в кальвинистской Женеве таким же гонениям, как и католики. На долгое время Женева стала одним из самых мрачных и страшных городов Европы. Кальвинистские пресвитеры строго следили за соблюдением правил благочестия,   искореняли роскошь, отменили все праздники, кроме официальных празднеств кальвинистской церкви.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017