Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

В «Портрете супругов Арнольфини» ван Эйк прибегает к символическому нарушению пропорций. Фигуры людей, главный объект картины, производят впечатление непропорционально крупных по отношению к довольно тесному пространству комнаты. Несколько более правильное соотношение – в картине «Мадонна канцлера Ролина», датированной 1436 г.  При работе над этим полотном, ван Эйк придавал громадное значение физиономической точности и реализму портрета. Статичная фигура канцлера, склонившего колени перед Мадонной (ее фигура дана в несколько идеалистическом ключе, в отличие от фигуры Ролина), производит впечатление абсолютной естественности. Это достигается в первую очередь тщательно прописанным лицом персонажа, точным подбором красок, передающих бледный цвет кожи ученого богослова. Фотографическая точность, отличающая работы           ван Эйка, была взята на вооружение большинством его последователей и стала визитной карточкой фламандского искусства эпохи Возрождения.

 

Рис. 397 [Илл. – Ян ван Эйк. «Мадонна канцлера Ролина». Париж, Лувр. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 495 рис. 659)]

 

Из художников второй половины XV в. следует отметить имена Роджера ван дер Вейдена, Дирка Бутса, Петруса Кристуса и Ганса Мемлинка. Необычная, предельно реалистическая и в то же время глубоко символическая живопись фламандцев вскоре после формирования этой школы получила широкое признание за пределами Нидерландов. В частности, их живописью интересовался Лоренцо Медичи, который даже заказал фламандцам несколько работ. Развитие живописи в это время шло по пути, намеченному ван Эйком. В полотнах нидерландских мастеров постепенно приобретает все большую роль пейзаж. Так, работа Ганса Мемлинка «Страсти Господни» представляет собой вид средневекового города. Комплекс зданий, окруженных крепостной стеной, занимает большую часть полотна, и между зданиями и внутри них – множество человеческих фигурок, непропорционально крохотных с точки зрения перспективы (многие фигурки располагаются на переднем плане картины) и в то же время непропорционально больших по отношению к размерам зданий. Людская толпа выписана крайне тщательно, хотя и с большой долей символической условности.

 

Рис. 398 [Илл. – Ганс Мемлинк. «Страсти Господни». Турин, Пинакотека Сабауда. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 507 рис. 678)]

 

Ганс Мемлинк был представителем нового поколения фламандских художников. В его живописи наиболее сильно ощущается тяга к классическому равновесию композиции, стремление освободиться от готических декораций, обычных для художников первой половины XV в. Тем не менее, фигуры на полотнах Мемлинка статичны и чем-то напоминают изображения на готических миниатюрах – особенно это касается картин на религиозные темы, как триптих «Страшный Суд», заказанный Мемлинку флорентийским правителем.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017