Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Рис. 381 [Илл. – Рафаэль. «Снятие с креста». Рим, галерея Боргезе. (Storia dell'arte, т. 3 стр. 13 рис. 7)]

 

Комплекс «Ватиканских комнат» представляет собой четыре залы. Каждая из комнат расписана множеством сюжетов, объединенных одной общей аллегорической мыслью. Разброс тем – от библейских сюжетов («Неопалимая купина», «Жертвоприношение Исаака») и античных образов («Афинская школа») до «Истории честного креста», аллегорических картин, посвященных политическим событиям в Италии того времени, и хвалебных картин в честь самого папы – позволяет с уверенностью говорить, что сюжеты принадлежат не Рафаэлю, а кому-то из гуманистов, служивших при папском дворе.  Рафаэль сумел придать всем фрескам стилевое единство, создать эффект необычайно масштабного полотна. Гармония фресок «Ватиканских комнат» проистекает не только из идеального формального равновесия, но и из самих персонажей, наделенных неповторимыми характерами. Физическая красота дополняется духовным и интеллектуальным богатством. Иными словами, в ватиканских фресках Рафаэль создал галерею образов, ставших воплощением идеала итальянского гражданского гуманизма – гармонично развитого человека. Именно этот образ был ключевым в культуре Высокого Возрождения в Италии. При всей художественной идеализации, изображенные Рафаэлем персонажи – современные художнику реальные люди, даже если сюжеты не имеют к реальности никакого отношения. Рисунок и цвет впервые соединяются в полной гармонии. Изолированные друг от друга, статичные фигуры оживляются выразительной мимикой и напряженными позами. Связь между персонажами большинства фресок «Ватиканских комнат» в первую очередь психологическая и формальная, а не сюжетная.

');