Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Культура Чинквеченто как исторический феномен отличается от культуры Раннего Возрождения. Это не ломка прежних стереотипов, не революция в искусстве, а развитие эволюционного цикла, начатого в период Кватроченто. Это доведение до логического конца всех основных идей, тенденций и умонастроений, сформулированных в конце XV в. гуманистической мыслью. Несмотря на то, что невозможно провести четкую границу между одним и другим веками художественного развития, нельзя и утверждать, что Чинквеченто – логическое продолжение тенденций Кватроченто. Хотя принципы и идеалы гуманистической культуры остались в целом неизменными, зато изменился, расширился круг интересов человека, восприятие жизни стало более сложным, чем прежде. Изменился, наконец, сам дух, само ощущение жизни. Человек, познавший и подчинивший себе мир, погрузился почти исключительно в мирские заботы, оставив мысли о потустороннем мире. Отсюда – большая свобода мысли, в том числе по отношению к религии, большее желание и возможности получать наслаждение от жизни. Открытое и полное выражение своих чувств приобретает в эпоху Чинквеченто не меньшее значение, чем в Кватроченто – реализация творческой мощи человеческого разума.

К строгости и рационализму раннего Возрождения в эпоху Чинквеченто добавились эмоции, страсти и желания. Человек Возрождения обрел душу. В творчестве великих мастеров Высокого Возрождения полностью реализовалась мечта гуманистов Кватроченто о гармонии между разумом и эмоциями – несмотря на необычайное разнообразие форм искусства, свято соблюдались принципы равновесия, контроля художника над материалом, а не наоборот, и чувства меры, привитого еще гуманистами.