Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Рис. 362 [Илл. – Антонио дель Поллайоло. «Битва обнаженных». Флоренция, галерея Уффици. (Storia dell'arte, т.2 стр. 662 рис. 896)]

 

Работая в бронзе, Поллайоло стремился, как и в живописи, к предельной точности в передаче динамики тел, порой отодвигая внешнюю красоту на второй план. В скульптурной группе «Геракл, удушающий Антея» фигуры изображены в самый драматичный момент схватки, их лица искажены от усилий, так что напрасно искать античную гармонию и уравновешенность. Им на смену приходит динамизм, предельная пластическая выразительность, достигающаяся анатомически правильно вылепленными мускулами борющихся.

 

Рис. 363 [Илл. – Антонио дель Поллайоло. «Геракл, удушающий Антея». Флоренция, Национальный музей. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 664 рис. 898)]

 

Другой не менее талантливый мастер-универсал второй половины Кватроченто – Андреа дель Верроккьо. Как и Поллайоло, Верроккьо успешно работал во всех формах мелкой пластики и живописи, а кроме того, был архитектором и музыкантом. Мастерская Верроккьо была в конце XV в. одной из самых известных во Флоренции и за ее пределами.

Живопись, в отличие от большинства его современников, не была для Верроккьо принципиально важным занятием. Попробовав силы в этом виде художественного творчества, он вскоре оставил живопись и обратился к пластике, в которой достиг высот мастерства. С самых первых работ в бронзе Верроккьо обозначил свой художественный идеал. Его скульптура «Давид», одна из первых работ в жанре пластики, полностью внутренне уравновешенна, лишена нервного драматизма, присущего Поллайоло. С особым тщанием Верроккьо подошел к смягчающей анатомическую правильность лепке тела юноши. Утонченные черты превосходно гармонируют с уверенной осанкой и внутренней стабильностью скульптурной фигуры.

 

Рис. 364 [Илл. – Андреа дель Верроккьо. «Давид». Флоренция, Национальный музей. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 668 рис. 904)]

 

В конце 70-х г. XV в. Верроккьо приступает к выполнению работы, потребовавшей от него не только мастерства и вкуса художника, но и скрупулезности ювелира. Для серебряного алтаря крестильни флорентийского собора он изготовил бронзовый рельеф «Усекновение главы Иоанна Крестителя». В этом произведении Верроккьо воспользовался всеми достижениями скульпторов предыдущих десятилетий. При взгляде на этот рельеф, первое, что бросается в глаза – полная оптическая трехмерность. Великолепное знание правил перспективы у Верроккьо реализовано всеми возможными средствами – от архитектурных до линейных. Второй план неожиданно воспринимается как нечто первостепенное, хотя фигуры на переднем плане выполнены с необычайным мастерством. Верроккьо-скульптор в этом рельефе ничуть не уступает Верроккьо-архитектору. Драматизм композиции подчеркивают напряженные, застывшие в движении тела персонажей, безукоризненные с анатомической точки зрения. А изысканный орнамент на доспехах воинов подчеркивает реалистичность этой картины в бронзе.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017