Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Рис. 354 [Илл. – Паоло Уччелло. «Ночная охота». Оксфорд. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 400 рис. 534)]

 

Из других флорентийских художников середины Кватроченто – тех, кого можно причислить к раннему Возрождению, можно назвать Доменико Венециано, Филиппо Липпи, Андреа дель Кастаньо, Алессио Бальдовинетти. Последний работал не только как живописец, но и оставил после себя ряд превосходных резных деревянных панелей-мозаик. Эта техника, возникшая еще в средние века, в эпоху Возрождения получила весьма широкое распространение. Новые веяния в живописи не обошли стороной и этот своеобразный жанр.

 

Рис. 355 [Илл. – Алессио Бальдовинетти и Джулиано ди Майано. «Рождество». Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 431 рис. 572)] 

 

Пьеро делла Франческа

 

Еще одним центром новой живописной культуры в середине Кватроченто стал город Урбино, в предшествующую эпоху почти не имевший развитой художественной традиции. Синьория герцогов Монтефельтро создала благоприятные условия для развития в Урбино художественной культуры, и флорентийские веяния были живо восприняты. В разное время в Урбино по приглашению правящего дома приезжали выдающиеся деятели флорентийского Возрождения, а также живописцы из других стран, в том числе фламандцы. Так, в Урбино сформировался выдающийся реформатор живописи, художник, продвинувший вперед ренессансное искусство – Пьеро делла Франческа.

В начале 40-х гг. XV в. он проходил обучение у Доменико Венециано, и от него, а также от других выдающихся творцов того времени почерпнул немало технических и художественных приемов. Как и Венециано, Пьеро делла Франческа не стал увлекаться чрезмерно выразительной пластичностью, свойственной последователям Мазаччо, а обратил все внимание на изучение взаимоотношений между перспективой, светом и цветом. Научный подход к этой технической проблеме позволил Пьеро делла Франческа совершить новый переворот в ренессансной живописи.

В ранних работах Пьеро делла Франческа чувствуется сильное влияние художников Раннего Ренессанса. От Мазаччо он заимствовал предельную пластическую выразительность фигур, от Паоло Уччелло – тягу к геометрической правильности форм. Но и в ранних фресках отчетливо заметен интерес в первую очередь к проблемам перспективы и организации пространства. Во фреске «Крещение Иисуса» пространство организовано почти по архитектурным правилам. Фигуры размещены в математически выверенной перспективе. Точный расчет композиции занимал художника гораздо больше, чем изображаемое событие. Более того, геометрическая правильность присутствует не только в соотношении между фигурами персонажей и их окружения, но и в соотношении между частями тела каждого персонажа. За счет этого Пьеро делла Франческа добился устойчивости, уверенности жестов. Пьеро называют революционером в области перспективы. Он первым из творцов Возрождения определил индивидуальную перспективу каждого отдельного предмета. До него это правило соблюдалось лишь в архитектуре, и даже величайшие творцы Раннего Возрождения уделяли внимание перспективе лишь с точки зрения общей организации пространства.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017