Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Следующая известная работа Паоло Уччелло – картина на трех досках «Битва при Сан Романо», посвященная победе флорентийского войска над сиенцами. В сложном, многофигурном изображении художник достиг наибольшей свободы в использовании выразительных средств, открытых его предшественниками и современниками. К примеру, перспектива на картине не унитарна (то есть, не является главным организующим элементом композиции), а служит для того, чтобы выделить из толпы сражающихся каждого конкретного воина. Цвета на картине лишены естественности и плавности переходов, как это было в ренессансной традиции. Назначение  цветов то же, что и у перспективы – выделить, подчеркнуть каждую важную деталь сцены.

 

Рис. 353 [Илл. – Паоло Уччелло. «Битва при Сан Романо». Флоренция, галерея Уффици. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 397 рис. 529)]

 

Эффект движения на картине почти отсутствует, как и впечатление присутствия большой толпы. Художник сознательно приносит все это в жертву стремлению к пластической выразительности и перспективно-пространственной определенности каждого отдельного персонажа. Ради этого своего художественного идеала, граничащего по детальности с научным подходом,  Паоло Уччелло был готов забыть обо всех достижениях ренессансной живописи – даже об историчности и реализме картины, о человеческой личности, растворившейся в фантастическом многокрасочном нагромождении коней, доспехов, копий, направленных во все стороны. Немногие художники Возрождения сумели позднее столь же полно придать абстрактный общий вид предельно конкретным индивидуальным фигурам.

Один из поздних шедевров Паоло Уччелло – картина, написанная по частному заказу и известная под названием «Ночная охота». В ней ренессансная живописная техника и фантастический стиль вплетены в позднеготическую атмосферу, что само по себе достаточно редкое явление для последней трети Кватроченто. Лес, в котором идет охота, выписан с готической аккуратностью и правильностью, строго параллельные стволы деревьев отстоят друг от друга на расстоянии, точно выверенном художником. Деревья на переднем плане членят картину на несколько частей, выделяют основные элементы композиции. При этом Паоло Уччелло тщательно придерживается перспективы.  Готическую правильность «вертикальной» составляющей – леса – нарушают фигуры всадников и пеших охотников, бегущих вглубь картины, вдаль от зрителя. Фигуры людей, собак, копья в руках охотников ориентированы в самых разных направлениях, что придает картине живость и естественность. Красочность картины также скорее позднеготическая, чем ренессансная – цвета лишены тонких переходов оттенка, и естественность хроматического решения уступает место стремлению к общей красочности.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017