Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Одна из первых работ Паоло Уччелло – фреска в соборе Флоренции, изображающая конный памятник англичанину Джону Хоквуду, возглавлявшему армию Флоренции в одной из крупных побед городской коммуны в XIV в. Оригинальность идеи Уччелло заключалась в том, чтобы воспроизвести живописными средствами архитектурно-скульптурное произведение. В этом на него явно оказало влияние творчество Мазаччо («Троица»). Там же берет начало и ясная перспектива фрески, и резкий светотеневой контраст. Этими же средствами пользовался в те же годы и Беато Анжелико, и все живописцы начала Кватроченто, но Паоло Уччелло добился результата, не имеющего ничего общего ни с кем из современников. Изображение (конный памятник на постаменте, с точным воспроизведением всех особенностей скульптуры) глубоко символично по характеру. Лица персонажа практически не видно, оно скрыто глубокой тенью. Чисто архитектурные характеристики конной статуи, будучи перенесены на фреску, приобретают исключительно символический смысл – массивная фигура, давящая на зрителя, является воплощением силы и властности военачальника. Именно в этом и заключается оригинальность творчества Паоло Уччелло – в стремлении к аналитическому реализму (скорее позднеготическому, чем ренессансному), с одной стороны, и к формальной абстрактности – с другой. Точность в передаче мельчайших деталей внешнего вида лошади, предельно точный и аккуратный рисунок (в котором Паоло Уччелло порывает с традицией Мазаччо) – все это настолько правильно, что порождает впечатление некоей геометрической абстракции, а не изображения реального животного.

 

Рис. 352 [Илл. – Паоло Уччелло. «Благословение Ноя». Фрагмент. Церковь Санта Мария Новелла. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 396 рис. 528)]

 

В конце 40-х гг. Паоло Уччелло приступил к росписи тимпана флорентийской церкви Санта Мария Новелла. Темой для фресок он избрал «Всемирный потоп» и жизнь Ноя. Стиль мастера – слияние фантастического и реального – проявился в этих фресках особенно ярко. Композиционно все фрески организованы в совершенно ирреальном ключе, но отдельные фигуры внутри сцены и все предметы чрезвычайно реалистичны, в общем духе ренессансной живописи. Порой художник не стеснялся даже чрезмерного по тогдашним меркам натурализма. С технической точки зрения фрески представляют собой образец блестящего владения перспективой, стремление художника подчеркнуть объемы. Резкий контраст света и тени позволил Паоло добиться визуального хроматического богатства картин, несмотря на то, что фрески выполнены едва ли не монохромно – основных цветов очень мало, и все они выдержаны в достаточно темных тонах.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017