Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Монументальность, широкая перспектива и живой натурализм «Благовещения», другой его ранней работы, отчетливо демонстрируют ренессансный дух его творчества и выявляют основные черты стиля Беато Анжелико: стремление к нежным, утонченным формам, яркие, мягкие краски и плавные переходы цвета.

В середине 30-х гг. Беато Анжелико работал над «Триптихом», заказанным ему в Перудже. В этой работе в полной мере нашли отражение особенности зрелого стиля художника – изысканные формы, нежные оттенки красок и яркая освещенность всей сцены. Наряду с заметным влиянием творчества Мазаччо, в работах этого периода хорошо заметна все усиливающаяся тяга Беато Анжелико к фантастическим и идиллическим элементам, в полной мере присущим лучшим образцам живописи Высокого Средневековья.

 

Рис. 348 [Илл. – Беато Анжелико. «Благовещение», Флоренция, Музей Сан Марко. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 393 рис. 523)]

 

Примерно тогда же Беато Анжелико, уже приняв монашество, начал работу над росписями флорентийского монастыря Сан Марко, принадлежащего доминиканскому ордену. Сначала он помогал Микелоццо, а в 1443–1446 гг. уже в одиночку завершил работу. Фрески Сан Марко – достаточно однородные по технике и манере исполнения, отражающие новую стадию творческого развития художника. Несомненно, на стилистику и композицию фресок сильно повлиял тот факт, что росписи делались для монастыря. Фрески Сан Марко – образец церковного начала в творчестве Беато Анжелико. Их отличает особая формальная строгость, мистический настрой и сильное религиозное чувство. Композиция практически всех фресок очень простая, с малым количеством фигур. Задний план, как правило, пустой, либо представляет собой внутренность монастырской кельи, лишенной каких-либо декоративных элементов. В качестве фона выступают большие объемы пустого пространства, наполненные светом – глубоко символический элемент.  Фигуры имеют упрощенные очертания, однако не в ущерб естественности, а краски – несколько более приглушенные, чем на работах предыдущих лет. Тем не менее, все эти фрески не являются чисто символическими картинками. Беато Анжелико остался художником Возрождения даже при исполнении такого деликатного заказа. Одна из лучших его работ – «Благовещение» над входом в общую спальню монастыря. Художник с большим мастерством передал выражение лиц персонажей, придав им вполне человеческие эмоции, без излишней торжественности. В целом, фрески Сан Марко представляют собой пример обращения Беато Анжелико к архаическому стилю живописи. С этой точки зрения к ним вплотную примыкают фрески «Страшного суда», в которых мистическое начало и средневековая символика видны особенно отчетливо. Ни в одном другом произведении мастера не соединились так успешно стремление к пространственной конкретности и выразительности и тяга к фантастическому стилю. Несмотря на то, что все изображение выдержано в строгом соответствии со средневековой иконографией (праведники, гуляющие в райских кущах, круги Ада, Христос, творящий суд), манера изображения фигур свободная, позы персонажей и выражения их лиц естественны, как на картинах светских художников Возрождения. При этом в изображении персонажей-людей нет ничего символического.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017