Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Должностные лица коммуны «Нового Иерусалима» (так стал называться Мюнстер) ходили по домам горожан, переписывая имущество. У состоятельных граждан отбирали излишки и перераспределяли их в пользу бедняков. Обычным явлением в городе стали общие трапезы, организованные магистратом. Анабаптисты упразднили деньги и отобрали у горожан все украшения из драгоценных металлов. Идеи имущественного равенства мюнстерские сектанты взяли из Евангелия, а государственное устройство – из Ветхого Завета, по образцу Иудейского царства. Возглавил коммуну проповедник и блистательный оратор Иоанн Лейденский, обладавший поистине царской, то есть неограниченной властью, которую должен был поставить, в соответствии с заповедями анабаптистов, на службу коммуне.

До того, как власть в Мюнстере перешла в руки сектантов, он был епископальным городом, то есть находился в феодальных владениях епископа Мюнстерского. Епископ, при помощи светских и духовных феодалов, попытался силой изгнать «еретиков» из города. Но с первого раза ему это не удалось – коммуна была готова к тому, чтобы отстаивать свои убеждения с оружием в руках. Началась осада города, продолжавшаяся больше года. Мюнстеру удалось продержаться так долго в первую очередь за счет строжайшей дисциплины среди членов коммуны и жесткого контроля со стороны правительства за расходом продовольствия. Однако в конце концов город был взят штурмом. Сектанты, понимая, что пощады им не будет, кончали жизнь самоубийством – сжигали себя заживо или бросались без оружия на штурмующих. Тех руководителей коммуны, кто уцелел после штурма и был захвачен в плен, подвергли жесточайшим пыткам, а затем мучительной казни.

 

 

По поводу и без повода

 

Епископ Мюнстерский, собрав армию для штурма анабаптистской коммуны, взял с собой и хрониста, оставившего подробное описание предательства и штурма. К сожалению, верный католик возобладал над историком, и хронист в своих записях случайно выдал истинную причину победы: «Город был взят только по особой милости божьей, а не благодаря искусству войска».

 

 

Мюнстерская коммуна 1534–1535 гг. была последним всплеском радикальной Реформации. После ее разгрома начался этап умеренной Реформации, которую возглавил Мартин Лютер. Лютер и его сторонники умело воспользовались результатами, которых добились мятежники-радикалы. Десятилетие крупных и мелких крестьянских восстаний и войн подорвало позиции католической церкви и католически настроенных светских феодалов и епископов. Те из курфюрстов и других крупных феодалов, которые поддержали Лютера, успели за это время не только полностью секуляризовать церковные владения, но и поставить церковь в своих владениях под личный контроль. Новое вероисповедание, получившее название лютеранства, возобладало в значительной части германских земель.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017