Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Рис. 337 [Илл. – Лука делла Роббиа. Фрагмент дарохранительницы. Церковь Санта Мария Нуова. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 367 рис. 490)]

 

Положение Луки делла Роббиа во Флоренции сильно укрепилось в середине 40-х – начале 50-х гг. Кватроченто. В это время самый блистательный флорентийский скульптор Донателло работал в других городах, и мастерская Луки получила множество важнейших заказов, а сам мастер заработал блестящую репутацию. В частности, Лука много работал над внутренним убранством флорентийского Собора, изготовил тимпаны для двух ризниц. Тогда же он стал особенно широко использовать свою изразцовую технику для украшения других церквей по всей Тоскане. Стиль Луки делла Роббиа в этот период проявился со всей определенностью. Статичные и торжественные фигуры с идеальной прорисовкой, правильные линейные композиции, выдержанные в тех же двух цветах – белом и голубом, по общему художественному строю напоминают стиль Филиппо Брунеллески. К этому же времени относится множество изготовленных скульптором «Мадонн» – высоких терракотовых рельефов, с очень компактными формами, тщательной пластической моделировкой и блестящей стеклянной глазурью, покрывающей фигуры мадонн. Все более активно в это время Лука использовал декоративные элементы не по краям рамки рельефа, а непосредственно внутри него. Трава, деревья, розы добавляют естественности созданной мастером картине, а их яркие краски оживляют общий тон. Надо заметить, что появление этих элементов на рельефах с религиозной тематикой было довольно смелым новшеством.

 

Рис. 338 [Илл. – Лука делла Роббиа. Скульптура мадонны. Флоренция, Национальный музей. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 369     рис. 494)]

 

В последние годы жизни Лука делла Роббиа занимался в основном в мастерской и готовил учеников. В это время он наметил две основные линии развития своей художественной традиции. С одной стороны, было стремление к экспрессивности и драматичности изолированных друг от друга и от фона рельефа фигур (к этой изоляции неизбежно приводил цветовой контраст между белым и голубым). С другой – тяга некоторых учеников мастера ко все более богатой полихромной палитре рельефов, тяготевшей не столько к натурализму, сколько к декоративности.

В середине Кватроченто во Флоренции работал и ряд других превосходных скульпторов, среди которых следует отметить братьев Антонио и Бернардо Росселлино, а также Дезидерио да Сеттиньяно. Братья Росселлино работали в изысканной классической манере. Надгробные памятники, выполненные этими мастерами, имеют совсем мало общего со средневековыми памятниками, почти лишены декоративных драпировок, характерных для готики. Простота и строгость композиции близки к античной скульптуре, хотя строгая симметрия композиционных элементов – дань скорее вкусам Возрождения, с их тягой к математической правильности.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017