Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Рис. 339 [Илл. – Антонио Росселлино. «Мадонна с младенцем». Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 374 рис. 498)]

 

Антонио Росселлино, а также его современнику Дезидерио да Сеттиньяно, принадлежит слава основоположников одной из интереснейших скульптурных форм эпохи Возрождения – бюстового портрета. От Дезидерио осталось очень много превосходных образцов таких портретов, главным образом скульптурные изображения знатных женщин и детей. Тонкий психологический анализ, скрупулезное изучение человеческой анатомии и тяга к идеальной и естественной красоте слились в этих портретах воедино. Предельный реализм и формальная отвлеченность, в равной степени присущие портретным бюстам – великолепная иллюстрация основных художественных тенденций всего Возрождения. Таков, например, «Портрет неизвестной» работы Дезидерио или его же «Смеющийся мальчик». Эти бюсты практически идеальны с геометрической точки зрения. Безукоризненный профиль и анфас, аристократические и в то же время приветливые черты лица полностью лишают портрет какой-либо индивидуальности. Очень редко подобные портреты эпохи Кватроченто удается идентифицировать с тем или иным историческим лицом – они безлики в своем совершенстве.    

 

Рис. 340 [Илл. – Дезидерио. «Портрет неизвестной». Флоренция, Национальный музей. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 376     рис. 503)]

 

Живопись

 

Своеобразный парадокс эпохи Возрождения заключается в том, что любой вид искусства в это время получил «наибольшее распространение и огромное значение». В самом деле, не было ни одной сферы художественной деятельности, где итальянское Возрождение не произвело бы поистине революционных преобразований. Архитектура и скульптура играли чрезвычайно важную роль в городской культуре. Заимствование и переосмысление античных форм и выразительных средств как бы открыли новую страницу в истории этих жанров искусства. Живопись же переживала подъем еще с конца Дуэченто. Век Треченто прошел под знаком преобразований Джотто, но и Кватроченто в этом отношении не стоял на месте.

В античной Греции, идеале всех гуманистов Кватроченто, на первом месте среди искусств стояла скульптура. В Италии XV в. на эту роль претендовала живопись. Живописные выразительные формы и средства были наиболее созвучны эпохе, в них легче всего было экспериментально проверять теоретические предпосылки ренессансной эстетики и реализовывать новые идеалы. Именно в живописи произошла полная трансформация художественного языка Средневековья в нечто новое. Эта трансформация шла не постепенно, как в других жанрах искусства, а стремительно и радикально. Через живопись (и через скульптурную деятельность Донателло) новые формы тосканского искусства проникли и завоевали признание в других областях Италии и за ее пределами. Даже позднее, в XVI в., после споров о примате того или иного жанра искусства, когда гуманисты сошлись на равенстве всех художественных жанров, живопись осталась на почетном месте как первая среди равных, представляя собой искусство, способное максимально выразить свободу, полноту и многообразие природы и реальности.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017